Найти тему
Блог ЖД фотографа

Азербайджан, Грузия, Армения после распада СССР. Где лучше сохранились железные дороги?

В 2021 году исполняется 30 лет, как не стало СССР. После того, как каждая союзная республика решила пойти своей дорогой, их системы общественного транспорта и железные дороги тоже развивались по-разному. Впрочем, слово "развитие" здесь не очень уместно, особенно если рассматривать наземные городские системы: трамвай уничтожен во всех трёх странах, троллейбус остался только в Ереване, где живёт на последнем издыхании, а автобусы есть только в Азербайджане, и то в гомеопатических количествах. Что касается железных дорог, тут не всё так однозначно, но попробуем разобраться.

Вы на канале "Блог ЖД фотографа". В сентябре 2016 года я со своим другом Денисом отправился в десятидневную поездку по странам Кавказа, и постоянные читатели, конечно, уже видели все части моего рассказа. Но если нет, то все они перед вами - тыкайте самую первую и читайте подряд. Или пролистайте их и читайте сокращённую версию ниже.

Тбилисское метро: тёмное и сырое, а все поезда одинаковые. Одна из станций - копия московской Измайловской!
Блог ЖД фотографа27 июля 2021
Странные поезда в Тбилиси: вот что выйдет, если сделать облик электрички по детскому рисунку.
Блог ЖД фотографа8 июня 2023

В этой статье я хочу подвести итог той поездки, и сравнить Азербайджан, Грузию и Армению, но исключительно в вопросе городского и железнодорожного транспорта, не вдаваясь в политику. Поскольку дело было в 2016 году, я подведу итоги 25-летия, а не 30-летия без СССР, и расскажу, что изменилось за следующие 5 лет.

Начнём с рейтинга железных дорог по моим личным впечатлениям.

Мы с Денисом ехали, в первую очередь, за старыми локомотивами - ВЛ8, ВЛ22, ВЛ10, а также за электричками. Кто-то скажет: чего снимать старьё и показывать нищету железных дорог, - и в какой-то степени будет прав. Однако когда речь идёт об автомобилях тех лет, когда выпускались электровозы ВЛ8 (а это 1950-е годы), большинство людей всё-таки не называет их рухлядью, а относится как к памятникам машиностроения, а к некоторым - и вовсе как к произведениям искусства. Вспомните Шевроле Импала, Кадиллаки, даже наши советские Москвичи, Чайки, Волги - сейчас каждый такой автомобиль на счету, и в хорошем состоянии может уйти за кругленькую сумму.

У ЖД фотографов такое же отношение к локомотивам. Да, мы понимаем, что они устарели, на них тяжело работать, латать их уже нет никакого терпения, а сохранить каждую машину не получится. Поэтому и решили скорее поехать в дальние края, чтобы сделать фотографии на память об этих крокодилах.

ВЛ8 во всей красе, правда абхазский, а не азербайджанский.
ВЛ8 во всей красе, правда абхазский, а не азербайджанский.

Однако нам очень крупно не повезло. Ни в Азербайджане, ни в Грузии, ни в Армении ВЛ8 мы не только не засняли, но и вовсе не видели их вживую, при том, что они совершенно точно там были - после нас в Армении их снимали в 2018 году, а по состоянию на 2022 год один такой локомотив работает в Ереване при депо; в Азербайджане же ВЛ8 работали аж до конца 2020-го.

Самым интересным локомотивом, который попался нам в Азербайджане, стал круглоглазый ВЛ10, да и тот был передан ранее из России, на втором месте - ВЛ11М6, более современная машина, которые в Россию никогда не поставлялись.

ВЛ10 старого образца
ВЛ10 старого образца

Сейчас в Азербайджане никаких ВЛ8 не осталось, работают в огромном количестве ВЛ11, немного ВЛ10 и ВЛ11М6, а в пассажирской работе - новые электровозы АZ4A. Также в Баку встречаются двухэтажные минские поезда "Штадлер" - словом, с подвижным составом в Азербайджане всё хорошо. Правда, есть вопросы к организации перевозок: новые двухэтажники работают только между Баку и Сумгаитом, а остальные направления имеют одну-две пары электричек в день. Выглядит скудно, но есть ли спрос среди населения? В любом случае, по моим впечатлениям пассажирские ЖД перевозки Азербайджана ещё нужно развивать - добавлять пары электричек и местных поездов, чтобы людям не приходилось давиться в маршрутках, тем более, и деньги на обслуживание пары-тройки дополнительных электричек такое сильное государство запросто может отыскать. Есть ли в Азербайджане потребность в дополнительных поездах? Кто знает, напишите в комментариях.

ВЛ11М6 - один из современных локомотивов в Азербайджане
ВЛ11М6 - один из современных локомотивов в Азербайджане

Грузовое движение в Азербайджане довольно неплохое, уж точно - между Баку и Гянджей, где мы за два дня сфотографировали более десятка товарняков.

По моим личным впечатлением железная дорога Азербайджана получила на тот момент 6 приветливых машинистов из 10. Попадись нам хоть один ВЛ8 - была бы десяточка.

В Грузии мы провели четыре дня. Первый был посвящён основному ходу Тбилиси - Батуми, где мы рассчитывали заснять пассажирский поезд и пару-тройку товарняков. С пассажирским вышло удачно - приятный локомотив, приятные вагоны и приятная фотография.

Местный поезд Грузии. Был бы мир с Абхазией - такие белые вагоны доезжали бы до Москвы.
Местный поезд Грузии. Был бы мир с Абхазией - такие белые вагоны доезжали бы до Москвы.

Однако, с грузовым движением в Грузии всё оказалось очень плохо - единственный поезд проехал уже по темноте, да и вёз его обычный скучный ВЛ10.

Гвоздём программы по Грузии должен был стать электровоз ВЛ22М, водящий пригородный поезд на маршруте Кутаиси - Ткибули. Однако и здесь наши мечты об уникальных фотографиях были разбиты о скалы Кавказских гор - в день нашего приезда работал обычный скучный ВЛ10. Как я выяснил уже сейчас, ВЛ22М был отставлен от работы за пару месяцев до нашего приезда. Судя по всему, понимая ценность этого чудом сохранившегося локомотива, грузины резать его не стали, но и терпеть постоянные поломки этого ископаемого они были не в силах. Теперь ВЛ22М подпирает забор в депо Кутаиси и на линию не выходит.

Приехал в Грузию чтобы снято то же самое, что в подмосковном Подольске
Приехал в Грузию чтобы снято то же самое, что в подмосковном Подольске

На главный ход Грузинской дороги в тот день мы тоже выбирались, но с грузовыми поездами снова не подфортило - они были в количестве трёх штук, и все шли против света, так что прилично их заснять не получилось. Зато довольно неплохо получился пригородный поезд с электровозом-обрубком 4Е10.

Визитная карточка Грузии, о которой знают работники РЖД
Визитная карточка Грузии, о которой знают работники РЖД

Ещё три дня мы провели в окрестностях Батуми, вновь и вновь пытаясь заснять грузинский товарняк. Нам всё-таки удалось это сделать, и в довесок мы поймали красивый пассажирский поезд Батуми - Ереван, а также самую страшную электричку из всех, что я когда-либо видел.

Приварили лист железа - и кабина готова!
Приварили лист железа - и кабина готова!

Грузинские железные дороги запомнились мне горными и морскими красотами, общей уютной атмосферой, сохранившейся благодаря деревянным шпалам, металлическим столбам, обилию растительности рядом с путями и другим приятным деталям, однако подвижной состав не впечатлил. ВЛ10 и ВЛ11, хоть зелёные, хоть пидованные, я могу снять и в России, а новые морды, которые грузины прикрепили к моим любимым (уже бывшим) кругломордым ЭР2, меня совсем не воодушевили, как и китайские экспрессы, которые они запустили между Тбилиси и Батуми. Они классные, но с точки зрения фотографии не представляют интереса (мне подавай советские раритеты).

Зато железнодорожное пассажирское сообщение однозначно обскакало и Азербайджан и Армению - везде есть электрички и пассажирские поезда; двухэтажники, в отличие от Азербайджана, ходят по всей территории страны, а не только в столице, а дополняют их китайские экспрессы. Транспортная доступность Грузии по моим впечатлениям находится на очень высоком уровне, многие крупные регионы России могли бы такой позавидовать, что уж говорить про соседние Азербайджан с Арменией. Правда, достать график движения пассажирских поездов, или расписание электричек Грузии - задача не из лёгких.

Грузинская железная дорога получила 8 кубических электричек из 10. Несмотря на малоинтересный подвижной состав, атмосфера 80-х манит вернуться туда ещё раз.

В Армении мы провели два дня, первый из которых почти целиком находились на перегоне около села Каракерт, где снимали кругломордые ЭР2 - электрички нашего детства. При всей моей пламенной любви к этим машинам, видеть их в таком состоянии было печально: краски выцвели, а слой пыли говорил о том, что неплохо бы пропустить вагоны через мойку.

Грустный длинный зелёный кабачок
Грустный длинный зелёный кабачок

Надо отдать должное, что армяне всё же начали следить за своим подвижным составом. Но эти чудеса малярного искусства настали уже через пару лет после той поездки, и сейчас я даже помышляю наведаться в Ереван снова, пока там ещё работает такая красота. Да, электрички выглядели печально, зато ходили на тот момент неплохо - между Ереваном и Гюмри аж 4 пары, причём на сегодняшний день их столько же, но одна теперь едет без остановок. Единственный в Армении Пассажирский мы в тот день, конечно, тоже засняли. Он курсирует по маршруту Ереван - Батуми, а зимой ходит до Тбилиси. А с грузовым движением не повезло - его не было от слова совсем, но учитывая почти полностью разрушенную промышленность Армении, удивления это не вызывало.

Второй день в Армении мы посвятили частично городу и частично железной дороге. Были пойманы ещё две круглые электрички и повторно заснят Батумский поезд, но уже с другим электровозом, а главное - всё-таки повезло на грузовой! Но ехал он не с ВЛ8, а с обычным скучным ВЛ10. Обидно, что нам в Армении ВЛ8 не попался, тогда как он всё же был в живых, и его снимали после нас в 2018 году, да и в 2022 году он тоже работает, но только на марнёврах при депо.

Железные дороги Армении получили 5 цветных вагонов из 10. Скудное движение поездов и неухоженные электрички явно не играют в их пользу.

Батумский пассажирский
Батумский пассажирский

Соберём же впечатления в кучу.

Не засняв гвоздей программы, я сложил общее впечатление от всей поездки фразой «ну сойдёт». Азербайджан в 2016 году всё ещё оставался вторым царством электровозов ВЛ8 после Украины, и не снять там ни одной машины оказалось полнейшим провалом. Не попался ВЛ8 и в Грузии и в Армении, а в Кутаиси с пригородным поездом не приехал ВЛ22. Подвижной состав во всех трёх странах мне не показался очень уж интересным, однако некоторые примечательные локомотивы, которые мы видели, всё же стоит отметить – круглоглазый ВЛ10-585, электровозы-половинки ВЛ10 в Азербайджане и Грузии, ВЛ10 с белой полосой и поезд Ереван – Батуми в Армении. И, разумеется, круглые ЭР2 приписки депо Ереван, эти милые электрички из детства, которые в силу унылого внешнего вида слишком сильно меня не порадовали.

Но фотографиями я всё-таки остался доволен, ведь они были сделаны в уникальных местах, где, с одной стороны, имеются впечатляющие пейзажи, а с другой, мало кто из ЖД фотографов смог там побывать, так что мы с Денисом в какой-то степени оказались первооткрывателями в области железнодорожной фотографии.

Рейтинг железных дорог Закавказья

Вернёмся к главной теме статьи - в какой стране самые крутые железные дороги? Предупреждаю, рейтинг построен на моих личных впечатлениях, которые не должны совпадать с вашими. Однако свою точку зрения напишите, пожалуйста, в комментариях.

1. По количеству пассажирских поездов, очевидно, лидирует Грузия, затем идёт, как ни странно Армения, и уж потом Азербайджан. Да - в Азербайджане есть двухэтажные электрички, но от такого сильного государства я ожидал большего, чем новые экспрессы в пригороде столицы и их полное отсутствие в других частях страны. В Армении электричек мало, но они с хорошей регулярностью охватывают большой участок от Еревана до Гюмри.

2. По красоте пейзажей. Тут исключительно мои субъективные оценки и места распределились так: Грузия, Армения, Азербайджан. Без цели кого-либо обидеть, только впечатления от увиденного.

3. По грузовому движению: Азербайджан, Грузия, Армения. Тут и доказывать ничего не надо, всё можно понять из моих статей.

4. По интересности подвижного состава. Как и с пейзажами, это моё личное мнение, и позиции таковы: Армения, Азербайджан, Грузия. Армения - благодаря Круглым ЭР2, Азербайджан - благодаря ВЛ10 и ВЛ11М6, ну а в Грузии какого-то необычного подвижного состава нам не попалось. Переделанные электрички - да, но... Нет, ну их к лешему.

А как насчёт городского транспорта?

Из трёх стран лучшее метро, конечно, в Баку. Затем идёт Тбилиси, а на последнем месте Ереван (неожиданно, да?). То, что осталось от былой роскоши в столице Армении лучше уж переоборудовать в метротрам по аналогии с Волгоградом, хотя очевидно, этим никто заниматься не будет.

С наземным транспортом вперёд вырывается Ереван - только там сохранились троллейбусы. Трамваев в Закавказье вообще не осталось - после распада СССР системы в Тбилиси, Ереване, Баку работали на запасах прочности, но их никто не поддерживал, и к середине 2000-х всё было уничтожено. В Грузии, к тому же, было несколько троллейбусных систем, но все они отправились вслед за трамваем. Автобусы мне попадались только в Баку и в Батуми, и то в единичных экземплярах, хотя это, конечно, не значит, что их вовсе не было.

Такими были транспортные системы в Азербайджане, Грузии и Армении в 2016 году. Прошло ещё 5 лет и вот уже четвертый десяток пошёл, как эти государства вышли из состава СССР. Изменилось ли что-то к очередному юбилею? Кроме исчезновения древних ВЛ8 в Азербайджане, пожалуй ничего. Но если я не прав и изменения всё же есть, обязательно напишите об этом в комментариях.

С вами был блог ЖД фотографа. Лайк, подписка, Ваше мнение - лучшая награда от вас за мой труд.

До новых встреч!

Прочитайте также про Абхазию: