В этом году исполняется 30 лет со дня распада СССР. Армения стала одной из первых стран бывшего союза, пожелавшая выйти из его состава. Во что превратилась её столица - Ереван за годы независимости?
Вы на канале Блог ЖД фотографа, поэтому обсуждать Ереван мы будем, в основном, с точки зрения городского транспорта, а также немного зацепим железную дорогу. Армению я посетил в 2016 году, поэтому речь пойдёт всё-таки о 25-летии, но я сомневаюсь, что на сегодняшний день ситуация сильно поменялась. Если где-то я окажусь неправ, комментарии открыты. Кстати, эта статья - часть рассказа о большой поездке по Закавказью, и если читаете не с начала, то можете начать оттуда:
А также можете прочитать предыдущую часть повести, где я рассказал о груснтых (на момент моего посещения, но не сейчас, в 2022 году) кругломордых электричках Армении.
18 сентября 2016 года мы с моим другом Денисом проснулись в гостинице в Ереване. Точнее, проснулся только Денис, а я был больше похож на ходячего мертвеца. Хоть мы и легли в одно время, мне было настолько тяжело вставать, что я готов был спать в номере до обеда, пропустив все утренние электрички. Почти полчаса Денис расталкивал меня, и его труды увенчались успехом.
Необходимость так рано вставать была очевидна - поезд Батуми - Ереван (единственный пассажирский, который остался в Армении) прибывал в 7 часов утра, а после него на перегоне можно было заснять сразу три электрички, что мы и запланировали сделать. Денис, к тому же, горел желанием поймать грузовой поезд.
10 минут на сборы - и вот мы едем по утреннему Еревану в такси на перегон Масис - Норагавит. Солнце ещё не успело подняться и город был залит тенью, а небо уже вовсю светилось. Через 5 минут мы были уже на окраине, где разместился частный сектор. Когда мы пересекали переезд на перегоне Масис - Норагавит, Денис увидел хвостик батумского поезда. Опоздали! Но ничего, поезд курсирует ежедневно и мы решили снять его днём, когда он поедет в обратную сторону.
Мы проехали ещё около километра вдоль перегона и вышли рядом с небольшим пригорком. Отсюда открылся впечатляющий вид – гора Арарат предстала перед нами во всей своей красе, освещённая утренним солнцем и присыпанная снегом на вершине. На её груди, как в стихотворении Лермонтова, ночевала тучка, только не золотая, а сизая. На часах было 6 утра, и она ещё не успела проснуться, чтобы в путь умчаться, весело играя на лазури.
Утренние электрички
Железная дорога в этом месте абсолютно прямая, поэтому мы могли видеть переезд, который недавно пересекли, и даже пути станции Масис за ним, где уже маячил прожектор – это был долгожданный грузовой поезд на Ереван! Всё-таки нам повезло, ведь грузовые поезда в Армении - явление редкое, как гроза зимой. Однако, локомотив не порадовал - в голове поезда шёл обычный зелёный ВЛ10, переданный с российских железных дорог, какой можно увидеть и Москве. Колоритом Армении этот электровоз даже не пахнет, а ведь тут есть ВЛ8, и даже свои ВЛ10 с трёхцветной окраской, однако к нашему приезду все интересные локомотивы попрятались в норы.
Поезд я сфотографировал с солнечной стороны, чтобы было красивое освещение, но у меня вышла обычная унылая фотография, которая совершенно не передаёт атмосферу Армении. Уверен, покажи этот снимок человеку отдельно от статьи, место съёмки он ни за что не угадает. Да, тут есть какие-то холмы на заднем плане, но такую картину можно увидеть много где ещё. Фото грузового поезда гораздо лучше вышло у Дениса.
Денис пожертвовал равномерным освещением, но у него получилось более художественно: уныние локомотива меркнет на фоне величественной горы с белой шапочкой, а длинные утренние тени от вагонов скользят по соседнему пути. А вам чьё исполнение понравилось больше? Пишите ответ в комментариях.
Не успел грузовой поезд скрыться из вида, как со стороны Еревана проехала электричка ЭР2-988, в которой мы ездили днём ранее. Разумеется, за ночь её не покрасили и она была так же печальна, как накануне, но благодаря солнцу фотография всё же получилась достаточно цветастой.
Электрички шли как из рога изобилия. Ещё две минуты - и навстречу поезду 988 мчится ЭР2-983 в направлении Еревана - единственная электричка в Армении, которая была покрашена на момент нашей поездки. Из-за низкого пассажиропотока её сформировали всего из трёх вагонов, хотя по-правильному, их должно быть не меньше четырёх, а почему - напишут эксперты в комментариях.
Ещё 15 минут - и появляется очередная электричка в направлении Еревана - ЭР2-909. В отличие от всех предыдущих машин, эта не проходила капитальный ремонт и в ней сохранились реечные лавки и деревянные форточки. Увы, мы с Денисом в ней не покатались, а в 2018 году электричку списали, и где теперь искать ЭР2 с настоящим реечным салоном, я понятия не имею.
Больше поездов не ожидалось, и мы с Денисом пешком отправились с перегона в город. Дошли сначала до переезда, затем по улице Анрапетутюн – до ближайшей автобусной остановки. Дворы были завалены автомобилями – донорами и разными запчастями, по улицам проезжали разбитые советские автомобили – РАФы, ЕрАЗы, волги, «копеечки» и другая классика.
Ереванское метро
На маршрутке мы доехали до центра города. Для начала решили осмотреть короткую линию метро, которая целиком расположена на улице и соединяет станции Шенгавит и Чарбах, других станций на линии нет. Движение на ней осуществляется двухвагонным составом, который курсирует «челноком», то есть, прибыв на станцию, не заезжает в оборотный тупик, а машинист просто переходит в другую кабину по перрону.
Через жилой район, застроенный двухэтажными домами, между которыми были натянуты бельевые верёвки, по улице Араратян мы направились к путепроводу над линией метро. По пути мы встретили очень мало людей и автомобилей, и несколько котов. Возле одного из зданий я сфотографировал ЕрАЗ – грузовой автомобиль Ереванского автозавода, сделанный на основе латышского микроавтобуса РАФ-977.
На путепровде, с которого предстояло снимать, лежал подъездной путь, некогда соединявший станцию Кормир-Блур и какое-то предприятие, наката на рельсах не было. А вот и наш поезд! На линии в тот день трудился один «номерной» из вагонов 339 и 340. Ереванское метро в таком виде - предприятие бессмысленное: поезда по два вагона и микроскопический пассажиропоток, как его не закрыли - загадка. При таком объёме перевозок уместным был бы скоростной трамвай, но в 2004 году, как и в соседних Грузии с Азербайджаном, этот вид транспорта исчез с городских улиц, отбросив развитие Еревана на несколько десятилетий назад. Засняв поезд с моста, мы отправились вдоль линии пешком на станцию Шенгавит, чтобы доехать до вокзала.
По пути поезд был сфотографирован ещё два раза, но уже в других местах, где линия метро идёт вдоль улицы Овсепяна. Стоит отметить, что вагоны довольно интересные - они выпущены на Мытищинском заводе и у них сохранились фары по схеме 2-2-2 - по две слева и справа и две на лбу, а также рисунок в виде буквы V на дверях. Такая модификация для нас, москвичей, является огромной редкостью, ведь в Москве подобных вагонов давно уже не осталось.
Поездка в метро была весьма увлекательной - когда ещё прокатишься под землёй в двухвагонном поезде? Однако снимать на станциях мы не решились: до конца не было ясно, разрешено ли это делать, а нарываться на вопросы от работников метро нам не хотелось.
Пообедав в кафе около железнодорожного вокзала, мы отправились на прогулку в исторический центр Еревана, заглянув по пути на путепровод по улице Гарегина Нжде, откуда были сфотографированы ещё два "Номерных" - один обычный синий и второй - модернизированный, как в Тбилиси, но другого цвета. К нашему приходу солнце светило самым неудачным образом - ровно в морду поездам, поэтому на снимках сложно разглядеть, как они покрашены с боков.
Туристический Ереван
Историческая часть Еревана выглядела, конечно, ухоженно и опрятно, однако ничего сверхъестественного я для себя не обнаружил - это типичный постсоветский город, каких полно во всём СНГ - сохранившаяся архитектура завешена тарелками, рекламой, кондиционерами, вывесками и соплями проводов.
Впрочем, Национальная галерея выглядела куда приличнее. Здание было украшено флагами в честь дня независимости а прилегающая территория расчищена. Однако и эта постсоветская картинка не показалась мне удивительной.
Сквер Хачкаров я бы не назвал фишкой Еревана - такие же строят во всех городах бывшего СССР, даже в Москве. Возможно, это смотрелось хорошо на макете или с воздуха, но гулять здесь в жаркий день - удовольствие сомнительное. Лавочки стоят на солнцепёке, мало деревьев, типовые фонтаны - неудивительно, что даже на моей фотографии так мало людей. Подобное благоустройство, спроектированное по методичке 1970-х годов, можно встретить даже в Рузаевке, что под Саранском, что уж говорить про Ереван.
На площади Республики благоустройство красивое, но тоже не слишком удивительное - в центре площади уложен плиточный узор, однако попасть на него не получится, так как от тротуаров он отделён трёхполосной проезжей частью, а пешеходные переходы отсутствуют. При таком подходе непонятно, для кого старались создатели - для яндекс.карт? Ведь с земли оценить их труды не получится.
На улице Анрапетутян установлена статуя Гарегина Нжде - военного деятеля времён второй мировой войны. Личность спорная, но оставим её обсуждение людям, знающим историю.
Исторический центр Еревана меня лично не впечатлил. Да, окраины выглядят печально, но посмотреть на них было интереснее. А что думаете вы? Напишите в комментариях.
Снова поезда
Следующим пунктом в нашей программе было повторное посещение перегона Масис – Норагавит, того же самого места, где утром мы снимали электрички. В этот раз мы поймали пассажирский поезд Ереван – Батуми, на который опоздали утром, его красно-синие вагоны вёз электровоз ВЛ10, переданный с Северо-Кавказской железной дороги. Он был довольно грязным, зато имел интересный окрас – зелёный с большой белой полосой. Следом за поездом прошмыгнула ЭР2-909, её снимок в карусели.
Пока мы с Денисом ждали наше такси, по трассе проехал редкий автобус – оранжевый ПАЗ-672М, который я, конечно, тоже заснял.
На такси мы доехали до уникальной станции метро Чарбах, а уникальность её в том, что она однопутная. Построили её в 1996 году. Зачем продолжать развивать метро при таком пассажиропотоке, для меня загадка, ведь на эти деньги можно было привести в порядок всю трамвайную сеть в городе, вместо того чтобы её сносить. Теперь по большей части Еревана не на чем предвигаться, зато пара районов обзавелись не очень нужным для них метро. Если я неправ и тут бывают толпы пассажиров, жду подтверждающих фотографий в комментариях.
Троллейбусы Еревана
По пути к железнодорожному вокзалу мы вышли на станции Горцаранаин, где совершенно случайно я узнал, что в Ереване сохранилось троллейбусное движение. А вот и один из них, да не абы какой, а зелёная Шкода 14! Для нас, москвичей, такой троллейбус - удачная находка, так как в Россию эти машины вообще не поставлялись, за исключением, разве что, Вологды.
Подождав около получаса следующего троллейбуса, и не дождавшись его, мы с Денисом вернулись в метро и доехали до железнодорожного вокзала, рядом с которым поужинали в кафе. Сидели мы в нём почти 40 минут, и за это время по проспекту Тиграна Мец проехал всего один троллейбус. Похоже, что этот вид транспорта находится в Ереване не последнем издыхании, но всё же армянам, в отличие от грузин и азербайджанцев, удалось сохранить троллейбусы хотя бы в таком виде. Кроме Шкод, в Ереване есть ещё российские ЛИАЗ-5280 и какие-то старые троллейбусы из Европы, но нам они не попадались. Троллейбус из окна кафе я заснять не успел, зато поймал редкий ЗИЛ-130.
А наша большая поездка по Закавказью на этом подошла к концу, оставалось только вызвать такси, поехать в аэропорт, и улететь домой, что и было сделано. 40 минут по вечерним пробкам Еревана в беседе с таксистом о том, как хорошо было раньше и как плохо сейчас (увы, с ним нельзя не согласиться), и мы в аэропорту. Денис закупил армянскую алкогольную продукцию, я тоже взял пару бутылок коньяка, а наш Боинг-777 уже ждал нас на посадку.
Так закончилось моё на данный момент самое большое путешествие, в котором я посетил Азербайджан, Грузию и Армению, и настало время сравнить, кто из них после распада СССР выглядит лучше, что я и сделал в отдельной статье (ссылка в конце).
Безусловно, Ереван - город контрастов. На окраинах - частные хозяйства, заваленные металлоломом, полное отсутствие городского транспорта и полчища старых автомобилей. Последнее само по себе не плохо, если за транспортом следить, вспомните Кубу.
Центр города такой же, как на всём постсоветском пространстве - натёртая до блеска сталинская застройка, советское благоустройство и улицы, превращённые в автомагистрали. Жителя Москвы, да и абсолютно любого другого города подобное едва ли сможет сильно впечатлить.
Городской транспорт, представленный беспомощным двухвагонным метро и троллейбусами, которые ходят раз в час (спасибо, что вообще ходят), не прибавляет Еревану много очков. Хоть сеть и более-менее разветвлённая, большую часть города она не охватывает, и на чём ездят остальные люди, мне непонятно.
Ереван получает 4 зелёных троллейбуса из 10. Очевидно, что городу следует больше внимания уделять наземному транспорту, а строительство метро отложить до лучших времён. Но, несмотря на все недостатки, в Ереване сохраняется особенная атмосфера, ради которой я бы приехал в этот город ещё раз. Надеюсь, к моему приезду они сохранят несколько троллейбусов марки "Шкода" на память.
С вами был Блог ЖД фотографа. Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, пишите комментарии - это лучшая благодарность от вас для меня. До скорого!
Подведение итогов + краткое содержание + оглавление:
Прочитайте также про Абхазию: