Сегодня я познакомлю вас с магистралью Тбилиси - Батуми, главной железнодорожной артерией Грузии. Именно здесь находится знаменитый Сурамский перевал - первая электрифицированная железная дорога в СССР, предназначенная для грузовых перевозок, о которой знает любой студент железнодорожного колледжа и, тем более, ВУЗа. Конечно, студенты также знают, что первая в принципе электрифицированная линия - участок Баку - Сабунчи, но она предназначалась только для местных электричек, и не могла похвастаться такими масштабами, как Сурамский перевал.
Вы на канале Блог ЖД Фотографа и это моя повесть в нескольких частях о посещении Азербайджана, Грузии и Армении. Вот её начало:
А в прошлый я показал вам железную дорогу Кутаиси - Ткибули:
Я остановился на том, что мы с Денисом вызвали такси и поехали из Кутаиси в окрестности города Зестафони, чтобы сфотографировать грузовые поезда на основном ходу. Тем, кто присоединился недавно, напомню, что поездка состоялась в сентябре 2016 года.
Сначала мы 15 минут петляли по Кутаиси, причём, не только вправо и влево, но и вверх и вниз. Таков город – подъёмы, спуски, небольшие улицы, двухэтажные дома, очень уютно, душевно и человечно. Удивительно, что современные "строители" в России не способны создать что-то подобное и близко, особенно, в крупных городах. Нельзя ведь просто так взять и построить в Москве или в Питере жилой дом менее чем на 25 этажей, правда?
Выехав из города, мы оказались на небольшой горной дороге. Она постоянно петляла, и к тому же, водителю приходилось объезжать пасущихся на проезжей части коров. Рогатым по барабану, есть тут автомобили или нет, поэтому они спокойно прогуливаются там, где им удобно, лежат на асфальте в тени деревьев, переходят дорогу и смотрят на вас как баран на новые ворота.
Через некоторое время двухполоска сменилась автомагистралью Кутаиси – Тбилиси – новой дорогой, которая на тот момент строилась, поэтому в некоторых местах для движения была задействована только одна её половина. Но спустя час, проехав городок Зестафони, мы опять оказались на простой горной дороге, которой реконструкция ещё предстояла. Выйдя около автомобильного моста где-то между Хашури и Зестафони, мы полюбовались окружающими нас горами, среди которых железная дорога делала крутые петли вдоль небольшой бурлящей речки Дзирулы.
До Сурамского перевала мы не доехали около 30 километров - это было долго и дорого, поэтому пришлось довольствоваться перегоном Дзирула - Шоропани, у которого мы и высадились.
Сурамский перевал знаменит тем, что стал в 1932 году первой в СССР электрифицированной железной дорогой, здесь же испытывались первые советские электровозы. Интересно, что на сегодняшний день в Грузии электрифицированы вообще все железные дороги, поэтому в стране отсутствуют магистральные тепловозы. Это и не удивительно, ведь тепловозам просто не хватает мощности, чтобы преодолевать крутые подъёмы в горах.
Стоило нам только более менее осмотреться, как из-за горы проследовал пассажирский поезд Тбилиси – Озургети - пять вагонов с двумя зелёными электровозами ВЛ11. Казалось бы, зачем запрягать четыре секции грузового электровоза в пять пассажирских вагонов? Какая-то неведомая мне логика в этом должна быть, надеюсь, эксперты в комментариях нам расскажут. Увы, сфотографировать этот поезд не удалось, зато удалось заснять следовавший за ним ВЛ10-1631 сочного зелёного цвета.
Очень скоро в обратную сторону проследовал пассажирский Кутаиси - Тбилиси, который мы снимали днём ранее. Однако на этот раз электровоз ему вцепили не зелёный, как вы все любите, а внезапно... пидованный! То есть, окрашенный в корпоративные цвета РЖД, которые я терпеть не могу. Правда, на лобовой части нарисован не уродский оранжевый прямоугольник, как у нас, а полосочки, что смотрится приятнее.
Выходит, грузины, как и азербайджанцы, решили скопировать у России схему окраски локомотивов. Зачем было это делать, я совершенно не понимаю, причём меня возмущает не сам факт копирования, а то, что за образец они взяли именно РЖДшный корпоратив, и теперь, приехав в Грузию, я вынужден наблюдать то, что в России мне уже осточертело.
Заполучив желаемый кадр, мы пошли вниз по автодороге, чтобы выбрать более приличное место для съёмки. Одна за другой шли маршрутки от Тбилиси до Батуми, которые представляют собой автобусы «Мерседес Спринтер» и ему подобные с верхним багажником, набитым различным багажом. У нас в России я почему-то ни разу не видел, чтобы у микроавтобуса верхний багажник был задействован в перевозке вещей. Меня удивило полное отсутствие на трассе больших междугородних автобусов.
По железной дороге тем временем проследовала сплотка из зелёных электровозов ВЛ10 в направлении Зестафони.
Наконец мы вышли на пути около маленького неохраняемого туннеля и стали ждать поездов под шикарные кадры. Например, с портала туннеля можно было сделать потрясающую фотографию с грузовым поездом, и я немедленно начал восхождение, хватаясь за камни и ветки кустов. Пять минут, немного усилий, исцарапанные о колючие вьюнки ноги - и вот я на вершине, наслаждаюсь пейзажем. Денис остался внизу.
Увы, в тот день удача была не на нашей стороне и грузовые поезда в нужную сторону не ехали. Простояв на каменном портале битый час, я вынужден был спуститься на землю, но уже через 10 минут понял, что поторопился - со стороны Дзирулы взял да поехал пригородный поезд с электровозом 4Е10, который пришлось снимать, что называется, "с щебёнки". Фото тоже неплохое, но с высоты смотрелось бы интереснее.
Прошёл ещё час. Пригород проследовал в обратном направлении, оставив нам на память ещё одну шикарную фотографию с туннелем в горе. Однако желанных грузовых в нужную сторону всё не было, при том что "против света" их прошло уже целых четыре штуки. Сейчас я жалею, что побрезговал и не снял ни одного, ведь спустя пять лет такая мелочь, как неосвещённый передок, уже не имела бы значения.
Что имеем в итоге? За четыре часа удалось сделать только пять фотографий, причём, к трём остались вопросы. Зелёный, а уж тем более, красно-серый ВЛ11 (и даже ВЛ10) - явно не тот локомотив, ради которого стоило целый день куковать в горах. Единственное, чем я остался доволен "на все сто" - это 4Е10: таких локомотивов нет в России, да и вагоны раскрашены необычно - что ещё надо для счастья?
Но, хоть подвижной состав и не шибко интересен, фотографии из Грузии ценны, так как появляются нечасто, особенно, в таких количествах, сколько их наделали мы с Денисом.
На попутке мы доехали до Зестафони, где чуток прогулялись по городу. К сожалению, я не интересовался архитектурой, и думал лишь о том, чтобы поскорее сесть в поезд, но здание кинотеатра всё же привлекло моё внимание. Надеюсь, эксперты по архитектуре чиркнут в комментариях, как называется такой стиль. Уж не сталинский ампир ли?
Около вокзала мы посетили кафешку, где поужинали вкуснейшим и сочнейшим слоеным хачапури, какого я с тех пор не ел, а потом в железнодорожной кассе купили билеты до станции Махинджаури, где у нас была заказана комната в гостевом доме. В половину девятого мы сели в наш поезд - совместное детище Грузии и Китая под названием BMK. У нас в России был похожий проект под названием "Сокол", но его так и не допекли, закупив Сапсаны. Грузино-китайская электричка оказалась не хуже - мягкие сидения, торговые автоматы с едой и с кофе, плавный ход вагона при скорости 100 км/ч, остановки объявляют на трёх языках - грузинском, русском, английском. До Махинджаури это чудо довезло нас за два с половиной часа, причём, по уровню удобства ВМК не уступает «Сапсану», а выглядит электричка вот так:
Выйдя на станции Махинджаури, мы прогулялись пешком до гостевого дома. Моросил дождик, но, судя по лужам, не так давно здесь прошёл настоящий тропический ливень, так что нам повезло приехать как раз после его окончания.
Махинджаури - такой же симбиоз тропической растительности и советской архитектуры, как и остальное черноморское побережье, но больше напоминает всё-таки Абхазию, а не Сочи. В Сочи советской архитектуры осталось маловато: там многое уничтожили, понастроив современных стеклянных многоэтажных отелей. В Махинджаури же красоты пока достаточно, как и в Абхазии, при этом она не пребывает в разрухе и унынии, чему остаётся только радоваться.
Мы быстро нашли гостевой дом и заселились в небольшую комнатку с двумя кроватями, советским шкафом и сервантом, в котором была выставлена коллекция рюмок, ваз и блюд из хрусталя. Так что мы не просто сняли комнату у Чёрного моря, а ещё одновременно чуть-чуть окунулись в СССР благодаря тому, что хозяйка дома сохранила этот интерьер. Перед сном мы посидели на балконе, где беседовали с парой из Киева и любовались грозой над Чёрным морем.
Впереди у нас оставалось ещё целых четыре дня - два на морском побережье и два в Армении, и о них я расскажу в следующий раз, а пока подведём итоги.
Магистраль Тбилиси - Батуми получает 8 неохраняемых туннелей из 10, два балла снял за хилое движение грузовых поездов.
Хотели снять ВЛ22 с пригородным вагоном - дудки с маслом, получите ВЛ10. Хотели снять ВЛ10 с грузовыми в горах - дудки с маслом, получите ничего. Хотели снять пассажирский и пригородный - ну хоть тут получилось что-то приличное. В общем, подвижной состав мне, что называется, не зашёл, зато от природы, от лихих железнодорожных троп, от уютных туннелей и головокружительных гор я остался в полном восторге. Сейчас пересматривал фотографии и понял, что хочу вернуться в Грузию. Ваш палец вверх и комментарий помогут мне быстрее это осуществить, и тогда я напишу новую статью и сниму вдобавок видео для ютубчика.
А пока прощаюсь с вами, но продолжение следует. Поделитесь статьёй с друзьями в социальных сетях, это тоже хорошая поддержка для меня. До скорого!
Продолжение:
Оглавление и краткое содержание: