Даже в России всё ещё есть люди, убежденные в том, что железную дорогу нельзя снимать, потому что она является стратегическим объектом. Что уж говорить про соседний Азербайджан, где на полном серьёзе, в отличие от той же России, запрещено фотографировать метро, хотя оно, очевидно является такой же важной достопримечательностью, как метро в Москве. Сегодня я расскажу, как дела со съёмкой обстояли в 2016 году. Не берусь утверждать, изменилось ли что-то за 5 лет, вероятнее всего, нет. Если владеете такой информацией, обязательно поделитесь в комментариях.
С вами блог ЖД фотографа и в этот раз вы совершите вместе со мной недельное путешествие по странам Кавказа - Азербайджану, Грузии и Армении, которое состоялось в 2016 году. Повесть получилась такая длинная, что растянулась на восемь частей.
Ссылку на краткое содержание поездки, а также на оглавление я оставлю в конце этой статьи, а мы начинаем.
Как вы знаете, в России давно уже исчезли электровозы ВЛ8. Эти старцы из 1950-х годов привлекают ЖД фотографов своим брутальным внешним видом с огромными тележками, с огромными круглыми фарами и суровой зелёной окраской. Сфотографировать такое - огромная удача, но сделать это нелегко. С Украиной, где эти локомотивы даже сейчас составляют почти половину парка, мы поругались, и просто так туда не проехать. Есть Абхазия со своим единственным электровозом № 1162, который все уже засняли до дыр, а есть ещё Крым, но тамошние "восьмёрки" подпорчены капремонтом, при котором они лишились своих круглых фонарей, из-за чего стали как бочки мёда с ложками дёгтя.
А есть таинственный Азербайджан, и не менее таинственные Грузия с Арменией. База данных trainpix утверждает, что там, за Кавказскими горами, ВЛ8 всё ещё трудятся с грузовыми поездами. Однако нельзя утверждать наверняка, ведь новые фотографии из этих мест появляются редко: железнодорожных фотографов там нет, и вся информация поступает исключительно от туристов, поэтому никто не знает, сколько машин между делом ушли в металлолом.
Итак, основная цель поездки - электровозы ВЛ8, но они, само собой, не единственная "вкусность" этих мест. Азербайджан в 2016 году славился ещё своим тепловозом ТЭ3, который постоянно возил пассажирский поезд Баку - Астара (где бы она ни находилась). В Грузии мы ожидали снять электровоз ВЛ22 с пригородным поездом в Кутаиси, и встретить ВЛ10 ранних номеров, которые, как мы предполагали, были с круглыми фарами. А в Армению мы решили заглянуть ради кругленьких электричек ЭР2, которые работали там на пригородных маршрутах.
В это путешествие сентябрём 2016 года мы отправились вдвоём с Денисом, мои постоянные читатели с ним уже заочно знакомы. Как видите, планы были грандиозные, но что из этого удалось воплотить за почти 9 дней? Прошу вас набраться терпения и подписаться на канал. Так вы не пропустите ни одной публикации и обязательно всё узнаете. Поехали!
Мы с Денисом добирались до Баку, как нетрудно догадаться, через Дагестан - сначала рейс "Победы" от Внуково до Махачкалы, а затем пассажирский поезд - до конца.
Всё интересное началось уже во Внуково, где вылет нашего самолёта задержали почти на три часа из-за якобы погодных условий. Подлетая к Махачкале, самолёт оказался над водами Каспийского моря. Они были спокойны, да и других следов непогоды тоже близко не было, и задержка, как позже выяснилось, была связана с какими-то военными учениями. Учения учениями, а времени на детальное знакомство с городом у нас совсем не осталось, поэтому пришлось спешно заказывать такси и ехать прямиком на железнодорожный вокзал, не хватало ещё на поезд опоздать.
Но сначала Махачкала.
Город пришлось рассматривать из автомобиля. Пейзаж полумёртвый – сухая степь и горы вдалеке, даже Каспийское море, сияющее на солнце, не спасало картину. Везде полицейские посты и сотрудники ГИБДД, едешь и думаешь: "хоть бы не докопались!". Дороги, кроме трассы в аэропорт, разбиты в труху, а троллейбусная контактная сеть висит, как на соплях, но троллейбусы при этом работали. Почти все здания в городе были ободранными, а улицы завешаны проводами так, что в тени этих проводов можно было прятаться от солнца.
Возможно, в Махачкале есть много прекрасного, но увы, из-за задержки самолёта это всё, что я увидел. В 2016 году город был серым, неопрятным и грязным. А как дела обстоят сейчас? Достроена ли шикарная мечеть, самая большая в Европе? Может быть, мэр придумал, куда спрятать страшные провода с улиц, или починил дороги? Кидайте фотографии в комментарии.
От Махачкалы до Дербента нас вёз ЧС4Т, а дальше - ВЛ10. Ехали без происшествий и без попутчиков, а на границе нам задали стандартные вопросы - цель приезда и есть ли у нас что-либо запрещенное, а затем попросили заполнить таможенную декларацию.
В Баку мы прибыли в 3 часа ночи, и нас немедленно, словно рой комаров, окружили назойливые таксисты. Выезжать на перегон в такое время мы, разумеется, не собирались, поэтому их услуги нам были не нужны по меньшей мере до 6 часов утра. От большинства удалось отбрехаться, но последний прилип, как банный лист!
– Куда ехать?
– Нам пока не надо.
– Вы в гостиницу?
– Нет, нам не нужна машина!
– Но у меня дешевле!
– Но мы ещё не собираемся ехать!
Мы шли к площади, а он, увязавшись следом, задавал разные вопросы, пытаясь свести всё к тому, что нам нужна машина. Именно сейчас. И именно его. Кое-как нам удалось его скинуть, но ненадолго.
Первое, что мы увидели, выйдя в город – небольшая привокзальная площадь размером примерно с 4 дачных участка, забитая автомобилями. Типичная картина для любого города из бывшего СССР. Сквер перед парком? Не в этой жизни. Набор автомобилей был таким же, как в любом русском городе, но много классических мерседесов - они у бакинцев в почёте. Каждый пятый автомобиль в городе - такси, среди которых были даже лондонские "кэбы". Позже выяснилось, это была только часть привокзальной площади, и что есть ещё одна, расположенная вдоль здания, но она была огорожена из-за ремонта. К сожалению, в 2016 году меня не интересовала ни архитектура ни устройство городов, поэтому я сделал только одну фотографию вокзала, и ту на телефон.
Мы разменяли 2000 р. на местные деньги, которые называются манаты, по курсу 24 маната за одну тысячу.
Было только 4 часа утра, до рассвета далеко, и мы решили посидеть на перроне. Я задремал на лавке, а Денис что-то читал в телефоне, но спокойствие длилось недолго. Меня разбудил разговор, это были Денис и тот назойливый таксист. Чтобы заработать свою копейку, он уцепился за нас, как клещ: "Что вы будете тут сидеть, давайте отвезу, я должен вам делать уважение" и так далее. В конце концов дело дошло до того, что нам оставалось либо нагрубить ему, либо воспользоваться его предложением. Устраивать конфликт было явно не к месту, поэтому пришлось выбрать второе, хотя на перегоне нам, разумеется, нечего было делать в столь ранний час. Денис показал ему на карте, куда ехать и он пообещал доставить нас туда за 10 манатов.
Автомобиль повез нас по ночному Баку. В этой части города очень много деревьев даже на узких улицах, они растут вплотную к зданиям и кроны их образуют над улицей зеленый туннель. Правда, всё плохо с ночным освещением: оно есть на только на крупных улицах, а в переулках либо очень слабое, либо вовсе отсутствует.
По дороге мы остановились и зашли в магазин, где водитель вновь не поленился навязать нам свою помощь: пытался за нас сделать выбор и заказ, в общем, проявлял заботу, не зная, что такая непрошеная помощь нас только раздражает. Возможно, в Азербайджане это признак хорошего тона, но нам с Денисом от такой помощи было как-то не по себе.
Разумеется, на место мы приехали, когда было ещё темно. Водитель, пытаясь доказать нам своё «надо делать уважение», решил подождать с нами рассвета. Пока мрак стремительно рассеивался, мы поели любительской колбасы и лепешку, и уже через полчаса после нашего приезда можно было разглядеть всё вокруг.
Наконец пришло время платить за проезд, и тут выяснилось, что обещанные 10 манатов – это только за город, и, всего он хочет получить 50 манатов, то есть, почти две тысячи рублей. Мне так и хотелось просить: "Вы, часом, не обнаглели?!" Мы ведь договорились в начале поездки, а теперь ты требуешь в пять раз больше? Тебя никто не заставлял всё бросать и везти нас, а ты "делаешь уважение", сначала навязывая услуги, а потом сдирая три шкуры за расстояние километров в 15. Гостеприимство - это конечно, хорошо, но не в такой форме. Покачав права, сошлись на 20 манатах,после чего распрощались. Разумеется, проблема тут не в том, азербайджанец человек или нет: в России такие наглецы тоже на каждом шагу, особенно в Москве на площади трёх вокзалов. От Комсомольской до Таганской - 700 рублей (ехать 5 километров). Но продолжим.
Таксист уехал, и мы спуститись с путепровода на перегон Баладжары - Эйбат. До нас на нём фотографировали шестью месяцами ранее - в мае 2016-го, и за это время перегон изрядно испортился: вколочены новые опоры контактной сети, а старые ещё не убраны - такой лес столбов не красит пейзаж. Хотя по фотографиям вы увидите, что это нам не сильно помешало.
Первый пассажирский с зелёным ВЛ11 проехал, когда было ну совсем уж темно, и его мы не стали снимать, а второй поезд, который шёл с обычным скучным ВЛ10, пропускать уже не стали. Но он всё равно смазался из-за довольно длинной выдержки. Зачем азербайджанцы покрасили свой электровоз в "пид", скопировав цветовую схему у РЖД, я так и не понял, при том, что у них есть своя местная корпоративная окраска, которую вы увидите дальше. Хорошо хоть, вагоны не изуродовали.
Мы прошли вдоль путей в направлении Баку, чтобы отыскать места для съёмки, но новые опоры были поставлены невпопад, посередине между старыми. Потыкавшись, мы всё-таки нашли одно приличное место и сняли там в направлении Баку три поезда.
Первым был пассажирский с бывшим сибирским ВЛ10 раннего выпуска - подарок от РЖД. Снять такое в Азербайджане, да ещё на фоне песчаной горы, было для нас огромной удачей, а вы знаете, как я люблю круглоглазые электровозы вроде этого. Немножко подвело освещение: солнце в неподходящий момент скрылось за дымкой, но сильно это не помешало, благо формат RAW на зеркалке исправит и не такое.
Следом проехал грузовой с обычным зелёным ВЛ11, каких на РЖД пруд пруди. Сам по себе он не интересен, но его кабину украшает герб СССР.
А после грузового проследовал, наконец, действительно необычный электровоз - ВЛ11М6. На последнем издыхании Тбилисский электровозный завод построил несколько таких для Украины, но та отказалась их покупать, и машины достались Азербайджану. В России таких электровозов нет, ну хоть что-то непривычное поймали.
В обратную сторону проехал хозяйственный поезд с новым тепловозом ТЭ33А, его вагоны-платформы были заполнены строительным мусором – грудами отёсанных желтых камней, досками и крупными ветками, видимо, остатки снесенной постройки. Выглядело это непривычно - никогда я не видел, чтобы у нас так вывозили мусор. Сфоткать его я не успел, зато успел снять пассажирский Баку - Гянджа - красно-жёлтые вагоны с уникальным электровозом E4s - интересная машина, представляющая собой, условно говоря, половинку ВЛ11, и предназначенная для пассажирской работы. Подобные есть ещё в Грузии, а вот в России они не прижились. Любопытный зверь, конечно, но как насчёт ВЛ8, Азербайджанские железные дороги?
Локомотивные бригады устроили нам радушный приём - все махали нам из окон и приветствовали свистком, а из тамбура служебноно вагона в ещё одном хозпоезде нас приветствовал работник путевой машинной станции.
Позже мы забрались на автомобильный путепровод, с которого открывался вид на долину и красиво петляющие пути. Хотелось снять здесь грузовой поезд, и мы стали ждать. От скуки я стал рассматривать автомобили в потоке. Каждые 5 минут проезжали маленькие битком набитые автобусы на крошечных колесах - местные маршрутки. Сам я их не снимал, но нашёл фотографию одной из них:
Подобные автобусы до сих пор используются наравне с Пазиками почти во всех русских городах вместо современных троллейбусов и трамваев. Ездить в таком стоя - это настоящее испытание: бьёшься об потолок на каждой кочке, и ничего не видишь в окно, кроме соседних полос дороги. В потоке наблюдалось большое количество мерседесов – примерно треть всех автомобилей, много старых камазов с виляющими колёсами. Также мимо проехали Жигули и Волга, набитые мешками с картошкой так, что задняя их часть чуть не скребла асфальт. Сам себя не понимаю, как такое можно было не заснять, но что не сделано, то не сделано, поэтому пришлось найти похожую конструкцию в яндексе.
Вид с путепровода был весьма живописным и необычным для взгляда москвичей. Рельсы идут практически через безжизненную пустыню.
В этом месте длинный грузовой поезд, едущий из Баку, получился бы шикарно, но нам не повезло. За два часа проехал только ВЛ11М-332 в местном корпоративном окрасе. Смотрится, конечно, интересно, но без поезда фотография совсем не та.
Почти сразу после этого милого "попугайчика" проследовал пассажирский поезд на Баку с ещё одним "пучеглазым" ВЛ10 - также переданным с РЖД. Он шёл с двухчасовым опозданием, и мы уже совсем о нём забыли, поэтому, когда он неслышно подкрался, перебегать шоссе и искать хорошую точку для съёмки было уже поздно.
Мы переместились на бархан, с которого, как и с моста, открылся вид на всю долину в обоих направлениях. Исследуя местность, Денис на сухих кустарничках обнаружил палочника. Это насекомое - мастер маскировки, если оно упадёт в траву, днём с огнём его не найдёшь.
Сделав несколько фотографий палочника, я улёгся спать на своей куртке и рюкзаке, а Денис следил за движением поездов, чтобы не проморгать ВЛ8, которых мы так ждали. Первое, что мы сняли с этой горы, был тепловоз ТЭ33А, тот самый, который утром вёз вагоны с мусором, а теперь он тащил бочки на Баку. Машинист поприветствовал нас гудком, похожим на очень низко звучащую губную гармошку, как у американских тепловозов. Это неудивительно, ведь машина собирается в Казахстане по лицензии General Electric. Я его сфотографировал и лёг спать дальше.
В дальнейшем попались ещё два ВЛ11 со стороны Баку. Да, во времена поголовной перекраски локомотивов в красный и серый встретить зелёный электровоз - большая удача, но не когда ты находишься в Азербайджане, где подобного добра - вагон и маленькая тележка. Баку, давай сюда ВЛ8, мы не для того проехали тысячи километров, чтобы сфотографировать то же самое, что в подмосковном Орехово-Зуево!
Но Баку не давал ВЛ8, а у нас уже кончилась еда, вода, силы и терпение.
Сфотографировав напоследок местный тепловоз ТЭМ2 в непривычной окраске, мы с Денисом вышли на трассу, поймали такси и поехали в город.
Водитель привёз нас на автовокзал, причём, за проезд взял всего 4 маната - почти в 10 раз меньше, чем требовал шарлатан на железнодорожном вокзале. На автостанции я неожиданно для себя обнаружил автобус из будущего - стильный, красный и современный, и эта роскошная карета сильно контрастировала с увиденными ранее маршрутками. Надеюсь, сейчас бакинцы заменили такими автобусами все свои турецкие коробки на колёсах.
До гостиницы мы решили добраться на метро. Станция "Автовокзал" была отрыта незадолго до нашего приезда, и даже отсутствовала на схемах в вагонах. Она представляет собой залитый светом односвод с высоким потолком и могла бы тягаться со многими современными станциями в Москве.
А уж поезда в Баку точно переплюнут по своей красоте что Москву что Питер, ведь слишком уж неординарно и свежо выглядит их сиренево-чёрная цветовая схема. Натёртые до блеска номерные так и говорили: "сфоткай меня!", но в бакинском метро почему-то действовал запрет на фотосъёмку, а на станциях было так много полиции и прочих неравнодушных работников, что мы побоялись что-то фоткать даже на телефон. Поэтому вот вам фотка станции "Автовокзал" с сиреневым поездом из интернета.
Надо сказать, что возмущению моему нет предела - они построили метро, которое по красоте стоит в одном ряду с Москвой и Петербургом, и является одним из самых красивых в мире, и... запретили там снимать. Да, подобные запреты были сравнительно недавно и в России, но от них всё-таки додумались отказаться, ведь с появлением у каждого человека телефона с камерой в них потерялся всякий смысл. Надеюсь, и Баку когда-нибудь воспользуется этим опытом. Город и метро могут похвастаться многим, поэтому запреты на съёмку кажутся странными.
От метро до гостиницы мы прошли пешком по окраине города. Дома здесь есть пятиэтажные, есть и частные, в пятиэтажных над улицами сохнет бельё, а в частных люди разводят скот и птицу. Вдоль домов разгуливают кошки, они здесь везде, куда ни посмотри – сидят ушастые и наблюдают.
Движение автотранспорта организовано так-сяк-наперекосяк: почти везде нет разметки, и перекрёстки они проследуют, скорее всего, при помощи третьего глаза или другой сверхъестественной способности. Приоритеты движения в Баку никого не интересуют, поэтому первым едет тот, у кого громче клаксон. Переходить дорогу опасно даже по зебре, ведь чёрта лысого кто уступит пешеходу дорогу.
Приехав в гостиницу, мы столкнулись с небольшой заминкой – предыдущие постояльцы не покинули номер, предназначавшийся нам, и тут смышлёные работники приёмной быстро решили проблему – нас заселили в соседнюю, более крутую гостиницу за те же деньги, да ещё доставили туда на своей машине! Вот это и есть настоящее бакинское гостеприимство! А не "делать уважение" за две тысячи рублей, когда об этом не просят. По дороге мы на перекрёстке обогнали нечто – «Жигули 2104» без фар, без боковых стёкол, с мятым кузовом и, разумеется, без глушителя. Как, зачем и почему этот самоходный металлолом едет - эти вопросы остались без ответа.
В номере мы помылись, быстро накидали план действий на следующий день. Подумывали ещё немного погулять по городу, но сил не оставалось уже никаких, так что эту идею мы задвинули и улеглись спать.
Первый день, проведённый в Баку, оставил, в целом, хорошие впечатления. Необычная природа, необычный город, необычные люди - открывать для себя что-нибудь новое всегда хорошо. Конечно, к городской среде есть вопросы, но появились они только сейчас, когда я насмотрелся Варламова, а в 2016 году особого внимания я на подобные мелочи не обращал.
Подвижной состав на железной дороге не произвёл особого впечатления, за исключением, конечно, лупоглазого ВЛ10. ВЛ11М6, ТЭ33А - локомотивы редкие, но новые и в ближайшее время никуда не денутся. Зелёные ВЛ11 - явно не то, ради чего стоит ехать в дальние края, интересность их составляет всего 2 кривых токоприёмника из 10, только герб СССР на некоторых машинах и отличает их от РЖД-шных. На фоне возможных ВЛ8, ради которых мы приехали в Баку, весь этот подвижной состав не стоит и выеденного яйца.
Также многие считают, что в Азербайджане нельзя фотографировать железную дорогу. Уж не знаю, правда это или нет, но за целый день к нам ни у кого не возникло вопросов, а железнодорожники были исключительно приветливы. Хотя с другой стороны, мы не снимали на оживлённых узлах и на станциях, уж не знаю, как бы на нас отреагировала полиция, а проверять это не входило в наши планы.
Продолжаем надеяться на появление электровоза ВЛ8, а я пока с вами прощаюсь.
Ставьте палец вверх, если не сделали этого раньше, подписывайтесь на канал и до новых встреч!
Продолжение:
Краткое содержание и оглавление: