Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Железные дороги Армении: какими они стали за 25 лет без СССР

В этом году исполняется 30 лет независимости Армении от СССР. Что изменилось в бывшей союзной республике за прошедшее время? Вы на канале "Блог ЖД фотографа", поэтому я расскажу вам о переменах, коснувшихся железной дороги, а также того, что её окружает, не вдаваясь при этом в политику. Также прошу заметить, что в Армении я побывал в 2016 году, поэтому опишу не то, что сейчас, а то, что было 5 лет назад. Если вдруг что-то из описанного поменялось, обязательно пишите об этом в комментариях.

Также заметьте, что эта статья - продолжение моего рассказа о большом путешествии по Закавказью. Начало повести:

Предыдущая часть, где мы ещё находились в Грузии:

Продолжим же! 17 сентября 2016 года мы с моим другом Денисом ехали в поезде Батуми - Ереван. Позади уже были два дня в Азербайджане и четыре дня в Грузии, где мы потерпели фиаско, не сфотографировав ни одного электровоза ВЛ8. Границу между Грузией и Арменией прошли спокойно, просто показав паспорта, после чего проспали всю дорогу под мерный стук колёс, а проснулись уже Ереване.

Выйдя из вагона, мы осмотрели железнодорожный вокзал. Он не показался мне слишком уж интересным, и всё, что я запомнил - это тёмный перрон под чёрными навесами, да сине-красные вагоны нашего поезда на главном пути.

Перрон Ереванского вокзала
Перрон Ереванского вокзала

Первый день в Армении был полностью посвящён железнодорожной фотосъемке, так что в город мы выходить не стали, а тут же, на вокзале, разменяли деньги и сели в ЭР2-988, которая вкатилась на перрон вместе с нашим поездом. Электричка попала в Ереван из России, где она прошла капитальный ремонт, и в ней не было того салона с деревянными реечными скамейками, деревянными форточками и раздельными полками, какие изначально имели подобные поезда. Очень скоро вагон заполнился так, что все сидячие места оказались заняты. Больше половины пассажиров общались на русском.

Тем временем на соседний путь приехала ещё одна круглая электричка под номером 909, я заглянул в неё через окно и увидел, что в ней старый салон был «какой надо». Увы, прокатиться в ней у нас так и не получилось. Интерьер поезда был таким (фото другой машины, но для общей картины подойдёт):

Каждый ЖД фан мечтает оказаться в этом месте.
Каждый ЖД фан мечтает оказаться в этом месте.

Билеты мы приобрели у разъездного кассира и вскоре электричка отправилась, а Армения поплыла за окном - грустная и брошенная. Сначала столица с серым вокзалом, который был построен всего 60 лет назад, потом пошла промзона, оставшаяся не у дел, как только армяне получили независимость от СССР.

Но вернемся в электричку, которая тем временем везла нас мимо пустой железнодорожной станции Норагавит, где на боковых путях разместился рынок - торговали продуктами с автомобилей. Жигули, жигули, волга, волга, волга, волга, москвич, зил, жигули, жук, ЕрАЗ... Такие автомобили выстроились в ряд, все из 80-х и 90-х. Каждая машина в России могла бы уйти за неплохую сумму как раритет, или под восстановление, а здесь они работают на последнем издыхании, перевозя картошку и другие продукты, и выглядят соответствующе - смотрят на нас грустными фарами, неловко улыбаются мятыми бамперами и стыдливо прикрывают вмятины, сколы краски и другие дефекты. Я видел и приличные машины, но их можно было пересчитать по пальцам. Кусаю локти, что не запечатлел эту картину.

Вот станционные пути кончились, вбок уходит подъездной на грузовой двор, где два сиротливых козловых крана ржавеют уже не первый год. Их рельсы давно сданы на металлолом, кусочки полотна остались только у них под колёсами. Между ног у кранов стояла пара маленьких жёлтых тепловозов ТГМ23 с заколоченными окнами. Складские здания давно лишились кровли, световые вышки повалены. Я не плакал над Хатико или над Титаником, но моё сердечко разрывается, когда я вижу брошенную на произвол судьбы технику. Ну сдайте хотя бы на металл, чтобы я не видел этого душераздирающего зрелища!

Выехали за город. На горизонте торчит башенный кран, в его стреле уже построили гнезда аисты, их дома из веток и соломы мы видели также в металлических фермах контактной сети на всех станциях.

Брошенный кран пойдёт на пользу.
Брошенный кран пойдёт на пользу.

По степи валяются брошенные остатки автомобилей, и меня волнует вот что - кто, как и зачем поместил под автомобильную эстакаду рядом с железнодорожным полотном кабину от КАМАЗа?! Это же нужно было её погрузить, привезти, заехать под мост, выгрузить, выехать. Почему этот металл никто не забрал и не сдал в пункт приёма, остаётся загадкой до сих пор: если в Армении нет металлургии, то почему нельзя было этот металлолом продать за рубеж?

Машинка приуныла
Машинка приуныла

Но часть старых автомобилей не гниют в степи, а растворяются на базарах запчастей, каких в Ереване предостаточно, причём в авторазборку здесь превратились не только специализированные пункты, но и многие частные хозяйства на окраине города, где вместо грядок и теплиц нагромождены кузова, запчасти или даже почти целые автомобили. Идёшь по улице, а за заборами каких автомобилей только не продают по кускам – Москвичи, старые Волги, Жигули, иномарки BMW, Мерседесы, даже грузовики и автобусы! Настоящий рай для любителей копаться в старой технике.

- мне полтонны крыльев "двадцать первой", пожалуйста.

- завернуть к крышу ПАЗика?

- нет, лучше присыпьте коническими гайками под 32.

- при покупке двух коленчатых валов третий за полцены!

- спасибо, не надо, моя ласточка сейчас худеет.

Что-то я забежал вперед. Оставлю пока разруху в технической части и расскажу о природе Армении, и она здесь напоминает Азербайджан - пустынные холмы и степи из камней и сухой глины, а затем начинаются горы. Только горы здесь куда более впечатляющие, и чем дальше от Еревана, тем заметнее их влияние на окружающий пейзаж. Прямая, как стрела, железная дорога, начинает петлять, огибая холмы и скалы, а тем временем тучи расходятся, обнажая снежную вершину Арарата – символа Армении, который сейчас находится на территории Турции.

На горе Арарат растёт вкусный виноград (на самом деле нет)
На горе Арарат растёт вкусный виноград (на самом деле нет)

Растительность здесь скудная: мне удалось обнаружить лишь мелкие колючие кусты и пожухлую траву. Из представителей фауны попались только мелкие экземпляры саранчи, которые выпрыгивали из-под ног при каждом шаге в огромном количестве, а также крупные муравьи с длинными задними ногами, шнырявшие по песку в поисках бог знает чего.

Это я сожрал все деревья. Наслаждайтесь глиной и сухой травой, человеки.
Это я сожрал все деревья. Наслаждайтесь глиной и сухой травой, человеки.

Электричка оставила нас на станции Каракерт и умчалась в Гюмри. Станция Каракерт представляет собой лишь разъезд, её погрузочная площадка, некогда принимавшая и вагоны и грузовики, не работает, и камни её поросли травой. Грустно видеть железную дорогу такой брошенной, но ничего не поделаешь.

В посёлок мы не ходили, так как стремились как можно быстрее занять удобную точку для съёмки, поэтому сразу отправились по шпалам в направлении Еревана и разместились на склоне холма, откуда открывался непривычный нашим глазам вид на тёмно-жёлтую степь, которая на горизонте превращалась в сопку с вершиной, скрытой в тумане. Уже через полчаса на этом марсианском фоне мы сфотографировали первую электричку - ЭР2-985. Машина до 2010 года работала в Данилове, что под Ярославлем, после чего её отдали в Ереван в качестве гуманитарной помощи. Выглядела электричка невесело.

Электричка в степи (пасётся)
Электричка в степи (пасётся)

Скоро за ней проследовала ЭР2-988, та самая, которая привезла нас сюда. Провожая взглядом электричку, я понял, что её разлуке с малярами пора бы положить конец, так как все цвета поблекли, в одну кучу слились некогда красные полосы, некогда зеленая морда, и некогда белое обозначение серии и номера. Более того, эта бывшая Даниловская электричка, только попав в Армению, получила необычную бело-синюю окраску, как и несколько других составов. Какая жалость, что к нашему приезду она утратила не только те цвета, но и яркость своего нынешнего зелёного наряда.

Электричка, не печалься. Тебя обязательно покрасят.
Электричка, не печалься. Тебя обязательно покрасят.

Хоть я обожаю кругломордые ЭР2, на эти машины без слёз взглянуть было тяжеловато, я предпочёл бы сфотографировать нечто более цветастое. Но их наблюдать было интереснее, чем чудо-краказябры в Грузии. Ничего не поделаешь - электрички надо снимать в мае или в июне, когда они проходят комиссионные осмотры и их полностью красят, а к сентябрю, как можно видеть, цвета выгорают почти полностью. Тем более, едва ли армяне используют качественные краски, способные долго сохранять яркость под палящим армянским солнцем.

Далее мы планировали сфотографировать ещё одну электричку из Еревана, пассажирский до Батуми и хоть какой-нибудь грузовой, а также питали слабую надежду, что появится ВЛ8 с хозяйственным поездом, но это уже было из области фантастики: если ВЛ8 не приехал в Азербайджане, где их оставалось не меньше десятка, то на что можно было рассчитывать в Армении с её единственной машиной? Работает ли ВЛ8 в Армении сейчас, неизвестно. Знающие люди могут написать в комментариях.

Погода была приятная. Тёплый воздух с ароматом сухой травы, облака, то и дело пропускающие солнечные лучи, лёгкий ветер. Из-под ног шныряли мелкие саранчи. Денис, как всегда, сидел, изучая что-то в телефоне, а я расстелил куртку на валунах и прилёг отдохнуть. Спустя час в степи поднялся прохладный ветер, а над дальней горой поплыла сизая туча. Мы собрались было бежать под путепровод, но решили в случае дождя укрыться под зонтами, однако тучка до нас так и не добралась.

За час до прохода электрички из Еревана мы переместились к путепроводу. Солнце уже успело перейти на западную часть горизонта, и должно было осветить её в головной вагон, но тут, как всегда, подоспело облако: закрыв собой солнце, оно висело, пока Эрка не проехала. Ну ёшкин же кот, откуда они берутся в самый неподходящий момент, эти облака? Машина была и так некрашеная, а без солнечного света и вовсе выглядела как грустный кабачок. В отличие от ранее показанных кругляшек, которые Армении подарили РЖД, 8026 работала в Ереване, что называется, с рождения.

Грустный зелёный квадратный кабачок
Грустный зелёный квадратный кабачок

Ещё через час, как раз когда подлое облако рассеялось, и солнечные лучи залили сухую армянскую степь, проследовал гвоздь программы - пассажирский поезд сообщением Ереван – Батуми, обратный тому, на котором мы приехали из Грузии. На боку сияющего свежей зелёной краской электровоза ВЛ10 было нанесено имя одного из руководителей Армянской железной дороги Арарата Хримяна, а шесть красно-синих вагонов марки Аммендорф выглядели так, будто недавно вышли с завода, хотя им на тот момент было более 30 лет. После трёх унылых электричек такой яркий поезд оказался лучом света в тёмном царстве – цвета и опрятные линии вагонов радовали глаз, и после этой фотографии я чуть не расплакался от счастья.

Армения умеет радовать жд фотографа.
Армения умеет радовать жд фотографа.

Солнце в этих краях садится очень быстро и уже через час после прохода поезда только вершины далёких гор отражали его потускневшие лучи, на равнину же спустилась тень. Мы собрали вещи и двинулись на станцию Каракерт, чтобы снова сесть в электричку и вернуться в Ереван. Пока мы шли, стало совсем темно, а на небо высыпали миллиарды звёзд, которые мы рассматривали с открытыми ртами. На станции совсем не было освещения, кроме нескольких фонарей у здания вокзала, но полная луна, поднимавшаяся над горизонтом, освещала пути, отражаясь в их гладком металле, и свет её был таким ярким, что можно было различить шпалы и другие небольшие объекты перед собой.

Около часа мы дожидались электричку, и, что удивительно, с нами её ждала ещё целая толпа местных жителей, уж точно больше 50 человек. Люди спокойно общались между собой, и атмосфера на тёмной станции Каракерт была умиротворяющей.

На станцию въехала вечерняя электричка из Еревана, круглая Эрка. Часть толпы, собравшейся у вокзала, направилась к ней - кто-то встречал, кто-то уезжал, дежурный по станции говорил с помощником машиниста, который стоял в служебном тамбуре, вокруг электрички кипела жизнь. Вот далеко в степи побежала светящаяся полоска – это уже за нами. Вот она скрылась за холмом на целых 10 минут. Теперь издалека раздался рёв её редукторов – она отправилась от остановочного пункта. Наконец виден прожектор, и вот ЭР2-8026 вкатывается на соседний путь станции. Стоило ей остановиться у платформы, как машинист соседней электрички дал свисток, закрыл двери и отправился в Гюмри, скоро и мы поехали, но в другую сторону – нас ждала гостиница в Ереване.

А станция, скорее всего, опустела после нашего отъезда, но ненадолго, до следующего утра, когда сюда снова прибудут две старых Рижанки.

Дорога прошла в дрёме. Приехав в город, мы с Денисом сначала поужинали в кафе быстрого питания, а потом пешком дошли до гостиницы. Наша комната представляла собой помещение примерно такого же размера, как в гостевом доме в Махинджаури, по бокам у окна две кровати, напротив - шкаф для вещей, стойка для мелочей и глажения одежды, а душ с туалетом разместились на этаже. Мы с Денисом помылись и плюхнулись спать.

Подведу итоги дня. Армения показалась мне очень грустной и брошенной. Старые побитые автомобили, пустынные пейзажи, брошенная техника, раскиданные по степи кузова автомобилей. Грузовые поезда на участке Ереван - Гюмри, судя по всему, совсем вымерли, и ничего, кроме электричек и пассажирского поезда по основному ходу Армении не ходит. Да и то, что есть, существует благодаря финансовой и материальной поддержке РЖД - электрички и электровозы - почти всё Ереван получил из России. Но надо отдать должное - далеко не каждый регион нашей страны может похвастаться четырьмя парами электричек.

Что касается съёмки - никаких проблем, всё снимается в красивых местах и с хорошим освещением, а претензий к ЖД фотографам ни у кого не возникает, чем Россия снова может похвастаться не всегда. Электрички представляют исторический интерес – круглые морды напоминают о беззаботном детстве в 1990-х, но печалит блеклая краска. Впрочем, судя по последним фотографиям из Армении, эту проблему они постепенно решают. А пассажирский поезд - вообще звезда страны, самый чистый и нарядный состав, и такие же локомотивы, которые его таскают.

Мы с Денисом остались без грузового поезда и без ВЛ8, но фотографиями были довольны. Нам предстоял последний день съёмок в Армении, и кто знает, может всё-таки повезёт? Об этом я расскажу в следующий раз.

Армения получила от меня 7 банок краски из 10. Круглые ЭР2 - это, конечно, прекрасно, но только когда их своевременно приводят в порядок. Если за каретой не ухаживать, в тыкву она превратится задолго до полуночи.

С вами был Блог ЖД фотографа. Лайк, подписка, комментарий - ваш вклад в развитие канала. До скорого!

Продолжение:

Оглавление: