Окончание. Часть 1. Часть 2.
В разговоре с Новосельцевым Юрий Григорьевич ставит на проигрыватель пластинку из серии «Джаз» фирмы «Мелодия» 1973 г. японского джаз-оркестра «Шарпс Энд Флэтс» под управлением Нобуо Хара, показывая зрителю, что он не чужд современным джазовым веяниям.
Эту пластинку узнали практически все, кто мало-мальски знаком с изданными в СССР западными исполнителями. Она издавалась под десятком разных обложок, потому что не была обременена никакими авторскими правами. Дело в том, что 27 февраля 1973 г. СССР присоединился ко Всемирной конвенции об авторском праве (ВКАП) в женевской версии 1952 года.
Всемирная конвенция начала действовать в СССР с 27 мая 1973 года. Все что было издано фирмой «Мелодия» до 1973 г. осталось за рамками лицензионных прав. И тиражировалось миллионными тиражами. И даже потом вплоть до конца 1973 года еще продавались нелицензионные диски. Первым лицензированным изданием в СССР стала пластинка «Поет Рафаэль» 1974 г. испанского каталога Hispavox.
У меня дома осталась от родителей пластинка с черным стильным дизайном обложки, которая, наверняка, знакома всем узнаваемым саксофонистом. Я почти уверен, что в каждой семье, где был проигрыватель, была своя пластинка «Шарпс Энд Флэтс». Пластинку продолжали допечатывать и после 1973 г. – подсчитать сколько было ее продано в СССР не представляется возможным.
Пластинка № 3 «Джаз-оркестр «Шарпс Энд Флэтс», 1973 г. «Мелодия».
Послушайте, что должны были слушать гости Самохвалова, если бы Юрий Григорьевич поставил на иглу своего модного проигрывателя «Шарпс Энд Флэтс». Это опять «История Любви» Френсиса Лэя, как и на первой пластинке «101 Strings Orchestra», и опять на первом месте!
Вот что написано на аннотации к самой пластинке: «Японский джаз-оркестр «Шарпс энд Флэтс» (Sharps and Flats) ("Диезы и бемоли") был создан в 1952 году Нобуо Хара, его бессменным руководителем. Как и многие другие джазовые оркестры Японии «Шарпс энд Флэтс» выступал тогда в клубах и кабаре. «Однажды совершенно случайно нас пригласили в один негритянский клуб в местечке Сибауро, -- вспоминает Набуо Хара, и мы в составе девяти человек стали здесь работать. В клубе мы слушали записи Лайонела Хэмптона, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, которые в то время считались звездами джаза. Владелец клуба постоянно выписывал из Америки инструменты и ноты самых последних произведений.
Это было время джазового бума во всем мире. Япония не была исключением в этом смысле. Во всех залах днем и ночью звучала джазовая музыка, проводились специальные концерты и конкурсы. По правде говоря, мы не собирались в них участвовать, но владелец клуба, который каждый день слушал наши репетиции, настоял на том, чтобы мы выступили в одном из концертов. У меня совсем не было желания, и я отказался, но он, будучи энергичным человеком, буквально затолкал нас в машину и повез к продюсеру, который и включил нас в программу». Так состоялся дебют оркестра, принесший ему славу. Репертуар и манеры исполнения вначале были заимствованы у негритянских оркестров. Но шло время, репертуар постепенно изменялся и усложнялся, росло и совершенствовалось мастерство артистов. На протяжении не одного десятка лет оркестр «Шарпс и Флэтс» признается лучшим джазовым оркестром Японии по версии японского ежемесячного журнала «Свинг джёрнел».
В 1963 году в Японию приезжал Каунт Бэйси. Он выступал вместе с «Шарпс энд Флэтс» и впоследствии очень тепло отзывался о японском джазовом оркестре. В июле 1967 года «Шарпс энд Флэтс» принимал участие в фестивале джаза, который проводился в Нью-Порте (США), где оркестр получил очень высокую оценку самых крупных специалистов. В 1972 году оркестр «Шарпс энд Флэтс» впервые гастролировал в Советском Союзе. Гастроли продолжались в течение трех месяцев, за это время оркестр дал свыше 50 концертов в 10 городах: Новосибирске, Кемерове, Ташкенте, Алма-Ате, Москве, Ленинграде, Таллине, Минске, Одессе, Ростове-на-Дону. Во всех городах концерты прошли с большим успехом.
Программа очень разнообразна, но особый интерес всегда представляли японские мелодии в джазовой обработке».
Это отличный клубный джаз-оркестр, играющий босса-нову, бибоп, обработки старых узнаваемых мелодий. Для служебного «сейшена» в квартире Самохвалова это слишком энергичная музыка, как сказала бы «председатель профкома» в «Афоне».
Пора подводить итоги. Получается, что Самохвалов не смог бы организовать полноценный вечер с расслабляющей фоновой музыкой – если бы воспользовался пластинками, что представлены в кадрах фильма «Служебный роман». За него все решили талантливый кинокомпозитор Андрей Петров, написавший прекрасную музыку и сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.
Подбор пластинок оказался весьма слабым и разношерстным, на троечку – если оценивать их с точки зрения фактического использования в данной ситуации. Сказать, что подобраны они удачно нельзя, слишком выбивается «Духовая Музыка» из ряда easy-listening, да и «Шарпс Энд Флэтс» можно было включить там в квартире, чтобы никого не заглушать, только вполсилы (тогда никакого удовольствия не получишь).
Если в той весомой стопе винила, что возле проигрывателя, были привезенные пластинки из-за границы, то наверняка Самохвалов положил бы их наверх (одну он поставил у стенки -- читайте в Послесловии!), как «Историю Любви». А так получается, маловато будет!
Послесловие.
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Предыдущие материалы по теме «Кино и музыка»:
"Брат" Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма
Сериал «За час до рассвета»: как урки распевали главный хит «Смысловых Галлюцинаций» и почему Хабенский приклеил усы, дурик!