Найти тему
Муки Зву

«Служебный роман»: Жемчужина виниловой коллекции Самохвалова, как символ благополучной советской буржуазии конца 70-х.

Послесловие к циклу «Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова»

Кто бы мог подумать, что у Юрия Самохвалова из «Служебного романа» так много общего с Фредом из «Стиляг». Получается, что повзрослевший Фред стал Юрием Григорьевичем, заместителем «мымры» Калугиной. Один общий типаж советского чиновника, человека-лейбла, преклоняющегося перед западным образом жизни. Для которого важно, что на подкладке, а не в душе.

Что он нашел в песнях Нэнси Синатра?
Что он нашел в песнях Нэнси Синатра?

Судя по многочисленным интернет-обсуждениям в различных каналах и чатах, практически все сошлись в одном мнении, что один из героев «Служебного романа» Юрий Григорьевич Самохвалов (Олег Басилашвили) не так уж и плох, и виновата сама Ольга Рыжова (Светлана Немоляева), дама с «жуткими розочками».

Рыжова разомлела от франтоватого и богатого Самохвалова, бывшей любви студенческой юности. Когда-то она его любила молодым и дерзким, который мог легко пригласить в ресторан, не имея денег.
Рыжова разомлела от франтоватого и богатого Самохвалова, бывшей любви студенческой юности. Когда-то она его любила молодым и дерзким, который мог легко пригласить в ресторан, не имея денег.

Своей навязчивой, заново воспылавшей любовью, она просто не давала прохода Самохвалову на новом месте работы. Юрий Григорьевич совершенно не собирался входить в одну реку дважды и заводить служебный роман, пусть и с бывшей студенческой любовью. Было-было-было, да прошло!

Тем более у него, как у статусного чиновника, недавно из-за границы, была надежная проверенная жена с внешностью бывшей фотомодели. С ней он наверняка был вхож в разные благородные компании, где умеют ценить обходительность, дорогой костюм и высокое положение. Там бы его просто не поняли – зачем замдиректора института пустился во все тяжкие и стал изменять бы у всех на виду в том месте, где работает. Там так не принято!

Муж привёл впервые свою жену на банкет с сослуживцами.
Жена спрашивает: «Кто, та женщина, в красном платье?»
Муж отвечает: «Любовница шефа».
«А та, полная брюнетка?»
«Любовница главного бухгалтера».
«А в жёлтом платье в цветочек?»
«Любовница начальника отдела».
«А эта, шикарная стройная блондинка?»
Муж забылся, вошёл в раж и говорит: «А это, моя любовница!»
Жена с гордостью: «Наша-то -- лучше всех!!!»

Высокий ранг советского чиновника не отвергал институт любовниц, даже приветствовал его, и поэтому он существовал всегда. Для досуга вне официальных мероприятий, на природе, на отдыхе, в сауне, в ресторане. Но они должны были быть за пределом досягаемости всеобщего обозрения и слухов. А такой осторожный человек, как Самохвалов, вряд ли сейчас бы решился на такой опрометчивый шаг, как завести любовницу.

Недавно вернулся из торгпредства в Швейцарии, где как сыр в масле катался. Попал в какое-то блеклое статистическое учреждение, типовой советский гадюшник террариум с многочисленным женским коллективом. Это явно перевалочный пункт для такого карьериста, как Юрий Григорьевич. Ему надо отсидеться, видимо его из-за границы выперли за что-то, какой-то прокол. Так просто советские чиновники не покидали насиженные посольства и представительства.

Первая заграничная поездка научила Фреда уму-разуму, сделала его рядовым советским функционером -- офисным пиджаком, вкусившим прелести заграничной жизни.
Первая заграничная поездка научила Фреда уму-разуму, сделала его рядовым советским функционером -- офисным пиджаком, вкусившим прелести заграничной жизни.

Вспомните одного из героев всем полюбившегося фильма Валерия Тодоровского «Стиляги» -- стилягу-мажора Фреда. Его отец (Олег Янковский) отправляет в США на дипломатическую стажировку, чтобы грамотно пристроить и спрятать от ненужных неприятностей.

Наличие «Волги» в личной собственности означало то, что Юрий Григорьевич постиг всю науку движения по чиновничьей лестнице вверх.
Наличие «Волги» в личной собственности означало то, что Юрий Григорьевич постиг всю науку движения по чиновничьей лестнице вверх.

Можно смело сказать, что это – юный Самохвалов, прошедший свою мажорскую школу жизни. Теперь он оперился и ему не надо хвастать перед друзьями модным пальто с карманами и подкладкой с лейблом. У него чиновничья «Волга» и другие запросы к жизни.

Таинственная пластинка в коллекции Юрия Григорьевича – появляется и исчезает

В одном из комментариев мне справедливо указали на упущенную мной из вида пластинку, стоявшую за светильником «Лава», которую я принял за настенный постер. Что называется, слона-то я и не заметил! Меня оправдывает только то, что пластинка появляется только в одной сцене, когда сослуживец расспрашивает про другую пластинку «Love Story».

Да, действительно, там стояла пластинка Nancy Sinatra «Nansy» 1969 г. Каким образом она попала в одну компанию с японским джаз-оркестром, сборником маршевой духовой музыки и альбомом easy-listening оркестра «История Любви» совершенно непонятно. Кстати, у светильника небрежно расположена еще пара пластинок (помимо «Love Story»), в таком ракурсе обложки совершенно не узнаваемы. Вот, господа-меломаны, опознайте их. Проявите свои изыскательские таланты – найдите и предложите свои варианты.
Да, действительно, там стояла пластинка Nancy Sinatra «Nansy» 1969 г. Каким образом она попала в одну компанию с японским джаз-оркестром, сборником маршевой духовой музыки и альбомом easy-listening оркестра «История Любви» совершенно непонятно. Кстати, у светильника небрежно расположена еще пара пластинок (помимо «Love Story»), в таком ракурсе обложки совершенно не узнаваемы. Вот, господа-меломаны, опознайте их. Проявите свои изыскательские таланты – найдите и предложите свои варианты.

В сцене разговора с Новосельцевым, когда Самохвалов аккуратно и тщательно укладывает пластинку «Духовая Музыка» в конверт, пластинка таинственным образом исчезает со своего места возле проигрывателя под зеркалом! Причем, вместе со светильником «Лава»! Похоже, что кто-то из гостей умыкнул трендовый винил и лампу – вот только, как он спрятал светильник с раскаленной колбой за пазухой?!

Видите, что под зеркалом уже ничего нет!
Видите, что под зеркалом уже ничего нет!

Почему Самохвалов приобрел такую пластинку? Ведь она совершенно не в его стиле и характере. Скорее всего купился на фамилию звездного отца Фрэнка Синатры. Советский человек, хотя бы понаслышке знал кто такой Синатра, да и пара его песен выходила в сборниках «Мелодии».

Сама по себе певица Нэнси Синатра не была такой бешено популярной, как ее отец. Она предпочитала исполнять современную поп-музыку, которая имела мало общего с той, что принесла славу её отцу. Отличительной чертой её образа была вызывающая сексуальность, которую были призваны подчеркнуть модные мини-юбки и высокие каблуки.

Для современного потребителя масс-культа она известна всего лишь одним треком, возведенным режиссером Тарантино в разряд культовых. Гипнотической балладой о романе, который закончился разлукой или чем похуже, написанной Сонни Боно. «Пиф-паф, я выстрелила в тебя, Пиф-паф, ты упал на землю...» Найти песню «Bang Bang (My Baby Shot Me Down)», сюжет которой идеально совпадает с открывающей сценой твоего фильма, нужно ещё было постараться. В «Убить Билла» Тарантино с этим успешно справился.

В основном репертуар Нэнси Синатра составляли слащавые песенки, которые особо не светились в чартах. Голос у нее был слабый, мелодии не хитовые, и поначалу музыкальные критики не воспринимали всерьез дочку самого Синатры. Но потом она смогла найти свой фирменный стиль, с ее провокативной и чуть насмешливой манерой пения, ее обольстительной женственностью, сочетающей в себе черты подростка и роковой красотки.

Синатра изменила свой сценический образ в более «взрослую» сторону и даже появилась в знаковом для контркультуры фильме «Дикие ангелы» с Питером Фондой. Крашеная копна волос, «стрелки» на глазах и песни, бьющие точно в яблочко, — такой ее запомнила Америка 60-х.

Интимность и игривое кокетство, томность и едкая насмешка -- всё это Нэнси обрушила в январе 1966 года на головы бедных американцев, шокировав их своим новым хитом. Апофеозом стиля стал первый же сингл «These Boots Are Made For Walkin», мгновенно взлетевший на вершины «Billboard Hot» 100 и британских чартов.

Затем последовали еще несколько песен, укрепивших имидж Нэнси как сильной и независимой личности, а также заглавная тема к фильму «Живешь только дважды» о Джеймсе Бонде и эффектный дуэт «Somethin' Stupid» с Синатрой-старшим. А еще один дуэт с продюсером Ли Хэйзлвудом — психоделическая «Some Velvet Morning» -- однажды была признана лучшим дуэтом в истории музыки вообще.

Нэнси Синатра стала иконой стиля конца 60-х – а ее песни звучали, как вызов дерзкой девчонки устоявшейся морали послевоенной Америки. На ее песни ориентировались такие поп-звезды, как Мадонна, Аманда Лир, Демис Руссос, Дебора Харри, Шэрил Кроу, Ширли Мэнсон и Гвен Стефани, не считая многочисленных рок-команд. Так что такой выбор ее музыки говорит о многом.

Рискну предположить, что Юрий Самохвалов вполне осознанно купил эту пластинку. Ведь такой человек ничего не делает просто так, вспомните, как он одаривал сослуживцев в расчете на служебное алаверды в будущем.

Наверняка, эта пластинка была им куплена еще во время первой поездки за рубеж (альбом вышел в 1969 г.). Чтобы потом в Союзе охмурять девчонок модной музыкой, демонстрировать себя в самой эффектной позиции – красивый, холеный, выездной, шмотки, чеки в «Березку», да и обложкой украшать интерьер. Дескать, вот я какой дерзкий и смелый.

Слушать для себя в одно лицо такую музыку… сильно сомневаюсь, что это подходящее занятие для Юрия Григорьевича. Не такой он человек, опасливый, предосторожный и все рассчитывающий наперед.

Ведь подразумевается, что 1977 год выхода фильма – это современное время для героев ленты, значит предыдущие годы Самохвалов провел заграницей и в престижных креслах-кабинетах. А так как на постоянную работу мужиков туда не отправляли холостых, Самохвалов должен был после учебы жениться. А такой человек берет в жены не абы кого, а скорее всего чью-то дочку. К тому же она должна быть не глупой и симпатичной, чтобы красиво «светиться» на различных официальных приемах в торгпредстве или посольстве в элегантном платье.

Безымянной жене Самохвалова помогает на кухне пожилая женщина -- мама или прислуга?
Безымянной жене Самохвалова помогает на кухне пожилая женщина -- мама или прислуга?

Сейчас замдиректора Калугиной уже счастливо женат и богато живет. Поэтому пластинка Нэнси Синатра теперь скромно стоит у стеночки за светильником, украшая интерьер квартиры Самохваловых, как иноземный атрибут. А зная характер советского человека, падкого до всякой иностранщины, Юрий Григорьевич показывает гостям, какой он модный и продвинутый. И люстра-мобиль у него висит, понимаешь, и маслины греческие, и сами мы не искренние… И Синатра вместе со швейцарским сыром.

Среди всех опознанных пластинок из коллекции Самохвалова, пожалуй, эта Nancy Sinatra 1969 г. самая ценная. На разных интернет-площадках ее цена варьируется от 3 до 10 тысяч рублей. В альбом под простеньким названием «Nancy», среди прочих классных композиций, вошла роскошно оркестрованная версия классики «The Doors» -- «Light My Fire»!

Советский слушатель поп-музыки тех лет навряд ли бы оценил все достоинства песен Нэнси Синатра. Это песенки для избалованных хорошей жизнью девочек Старого и Нового света. Не бунтарская рок-музыка, которая тогда покоряла концертные площадки и поднимала тонус поколению хиппи. Пожалуй, только сейчас пришло время, когда можно трезво и со знанием дела вслушаться в музыку сексуальной революции 60-х.

А Юрий Григорьевич Самохвалов, как персонаж «Служебного романа», вписал себя в историю советского масс-культа не только своим моральным падением перед натиском женского харассмента, но и как яркий образ лощеного советского функционера. Приобщенный к благам западной цивилизации, которые в 70-80-х гг. в Советском Союзе приобрели характер массового помешательства и преклонения. Гонялись за машинами, джинсами, хрусталем, дубленками – за всем.

Предел мечтаний рядовой советской женщины -- импортные сапоги, итальянские или югославские
Предел мечтаний рядовой советской женщины -- импортные сапоги, итальянские или югославские

Режиссер Эльдар Рязанов очень ярко и живописно обозначил эту категорию людей, живущих в равноправном обществе с неравноправными возможностями. Кто-то может блок сигарет «Мальборо» дарить секретарше или дорогой «Паркер» директору поднести, а другой – стреляет рубль-другой на обувь своим детям.

Для Самохвалова деньги не проблема, ему важно иметь доходное место по Островскому. Что он может словить в этом убогом статистическом управлении? Важно показать себя в выгодном свете перед начальством, а это даже не Калугина! А ее начальники – министры да партийные бонзы. Вот куда метит Юрий Григорьевич.

Такому карьеристу явно кабинет Калугиной не по масштабу
Такому карьеристу явно кабинет Калугиной не по масштабу

Советская элита, разложившая все вокруг себя и ставшая сама трупным ядом для социалистического государства. Потом эти перезрелые комсомольцы и юркие аппаратчики развалят Советский Союз в угоду своим плотоядным интересам.

Директор школы ловит в туалете курящего пацана:
-- Какой класс?
Парень, выпуская дым кольцами:
-- Буржуазия!

Не думаю, что талантливый советский режиссер ставил себе задачу представить все именно таким образом. Но созданный им художественный киносрез времени дает нам возможность судить о том обществе и его нравах. Отличный фильм «Служебный роман» и прекрасная актерская работа, есть чему поучиться современным киносоздателям.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Служебный роман»:

«Служебный роман» Эльдара Рязанова: Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова. Часть 1. Американская.

«Служебный роман» Эльдара Рязанова: Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова. Часть 2. Духовая.

«Служебный роман» Эльдара Рязанова: Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова. Часть 3. Японский джаз.