В народе говорят: «Время все расставляет по своим местам». Нынче все большему числу специалистов по всему миру становится ясно, что эпоха романтичной веры в чудотворное всесилие свободной рыночной экономики уходит в прошлое.
Ей на смену приходит этап, когда жесткое государственное регулирование экономики превращается в ключевой фактор экономической и национальной безопасности. Тем самым время подтверждает принципиальную верность избранного Беларусью курса, основанного на сильном государственном регулировании ее экономики.
По наитию Божьему
Свидетельств тому, что сейчас на Западе самое время справлять поминки по ушедшим в небытие либеральным рынкам, превеликое множество. Повсеместная господдержка промышленных и сельхозпроизводителей; возводимые на границах таможенные барьеры; санкционное давление на соперников; ожесточенные торговые войны с конкурентами; государственное регулирование цен; пресловутые «количественные смягчения» в странах с так называемой рыночной экономикой, сводящиеся к централизованному стимулированию национального бизнеса за счет денежной эмиссии, — эти и многие другие факты подтверждают сказанное.
Приведу только один конкретный пример, касающийся государственного регулирования цен в державах, олицетворяющих собой «незыблемый оплот рынка и демократии». Так, в Австрии, например, указанное регулирование осуществляется в рамках специального закона о ценах, где представлен перечень товаров и услуг, на которые профильные министерства вправе устанавливать максимальные, минимальные и — внимание! — жестко фиксированные цены. При этом во время кризиса в этой стране разрешено прямое регулирование цен вообще на любые товары. И даже в отсутствие кризиса министр экономики на срок до шести месяцев может своим решением ввести прямое регулирование цены на любой товар или услугу, если он вдруг сочтет, что она необоснованно завышена. Цены же на продукцию австрийских естественных монополий изначально жестко устанавливаются специальными решениями парламента. Многие импортные товары продаются в Австрии с посреднической надбавкой, которая также устанавливается государством.
Анализ современных публикаций показывает, что в других западных странах цены также подвержены существенному государственному контролю и регулированию. В Штатах — мировой «цитадели рыночного либерализма» — государство в той или иной мере регулирует и контролирует до 10% всех цен на промышленные, сельскохозяйственные и потребительские товары и услуги. Так что ни о каком свободном рыночном ценообразовании, а значит, ни о какой либеральной рыночной экономике в западных странах (и тем более в остальном мире) не может быть и речи. В связи с этим, кстати говоря, вызывают недоумение бурные претензии к белорусскому правительству, которое ввело в нашей стране временное (до 29 сентября 2021 года) и притом весьма скромное по масштабам западных стран регулирование цен на некоторые социально значимые товары.
Итак, мир вступает в новую реальность, где понятия «либеральный рынок» и «свободная рыночная экономика» являются анахронизмами, уделом слепцов и глупцов. Государственное регулирование экономики повсеместно становится жизненно необходимой практикой. Получается, наша Беларусь, которая после 1994 года интуитивно, а скорее всего, по наитию Божьему отказалась от бездушной либерально-рыночной доктрины развития в пользу социальной модели с сильным государством в экономике, существенно опередила время.
Было время — нас хвалили
В самом начале девяностых наша страна вместе с другими оставшимися после распада СССР республиками, будто в омут с головою, бросилась в рыночное реформирование экономики. В то время мы как первоклассники «учились рынку и демократии» у западных стран, послушно внимая каждому их слову.
Об «успехах» тогдашней либерализации белорусской экономики по рецептам наших западных «друзей» свидетельствуют следующие статданные. К 1995 году ВВП нашей страны обрушился более чем на треть, составив 65,3% от уровня дореформенного 1990 года. Реальные денежные доходы населения уменьшились более чем в 1,5 раза — до 62,2% соответствующего дореформенного показателя. За тот же самый период производство сельскохозяйственной продукции упало более чем на треть — до 73,6% аналогичного показателя 1990 года. Производство потребительских товаров уменьшилось в 1,6 раза, розничный товарооборот — в 2,6 раза. Объем промышленного производства сократился более чем в 1,5 раза, составив 61,4% дореформенного уровня. Инвестиции в основной капитал вообще снизились почти втрое — до 38,6% их объема в 1990 году. Зато инфляция за рассматриваемый период достигла астрономических цифр — 43 975%!
Листая подшивки старых газет, можно почувствовать «дух» того смутного времени. Например, читая о масштабном воровстве рельсов и контактных проводов с железнодорожных линий. О повсеместном «раскулачивании» лифтов с целью добычи и сдачи «на лом» цветных металлов. О массовом открытии подпольных банков. О бойкой торговле на рынках страны автоматами Калашникова по цене 400--550 долларов за штуку. О самовольных захватах земли застройщиками. О повальных грабежах и убийствах на белорусских дорогах. О массовой остановке предприятий и шествиях голодных домохозяек. Возникает ощущение, что наша страна стремительно катилась в пропасть. И при этом казалось, что никто и ничто ее уже не сможет спасти.
Но вот парадокс — нашу Беларусь, быстро беднеющую и откровенно погибающую, Запад вовсю нахваливал и показательно любил. И действительно, никаких тебе к Беларуси санкций с его стороны, никаких упреков в недемократичности в ее адрес и уж тем более попыток свергнуть власть в нашей стране. Вместо этого — одни лишь похвалы, лучезарные улыбки и дружеское похлопывание по плечу.
Выигрышная стратегия
К счастью для белорусов, избранная ими в 1994 году новая власть решительно остановила затеянный над страной либерально-рыночный эксперимент по западным рецептам, взяв курс на жесткое государственное регулирование экономики. Как следствие, Беларусь отошла от края пропасти и сперва медленно, а затем все увереннее и быстрее стала подниматься и развиваться. Разумеется, оппоненты нашей власти по прочтении этой статьи будут ехидно ерничать, называя ее продуктом «лукашенковского агитпропа». При этом убедить и вразумить их, увы, не способна даже официальная статистика Международного валютного фонда (МВФ), который, как известно, нельзя заподозрить в симпатиях к нашей нынешней власти. Так вот, согласно данным МВФ, среднедушевой, исчисленный в международных долларах ВВП Беларуси, начиная с 1995 года, вырос в 5,2 раза, увеличиваясь в среднем на 6,8% ежегодно. Те же самые показатели, однако, измеренные в постоянных (то есть «очищенных» от инфляции) долларах, хотя и выглядят несколько скромнее (3,1 раза и 4,8% соответственно), в целом тоже значительны.
По статданным МВФ, за последние 25 лет уровень благосостояния белорусов увеличился с 20 до 49% от среднего по ЕС уровня
Точно так же никакого значения для наших оппонентов не имеет и тот факт, что в ежегодном рейтинге ООН Беларусь уверенно и стабильно входит в передовую группу держав с очень высоким уровнем (индексом) человеческого развития. В ту группу вместе с нами включены Норвегия, Ирландия, Швейцария, Гонконг, Исландия, Германия, Швеция, Финляндия, Великобритания, Бельгия, Канада, США, Австрия, Израиль, Франция и еще 50 наиболее развитых государств мира. Согласитесь, не самая плохая компания. На всякий случай напомним, что отслеживаемый ООН уровень (индекс) человеческого развития учитывает все самое важное для простых людей: экономическое благосостояние, продолжительность жизни и уровень образования населения. При этом все страны традиционно делятся на четыре группы: государства с очень высоким, высоким, средним и низким уровнем человеческого развития.
В Германии и Финляндии регулируется государством около 40% цен на промышленные и потребительские товары. В Италии таких регулируемых цен — до 30%, во Франции — около 20%
Конечно, очень хотелось бы догнать и перегнать Францию, Германию и ту же Америку. Однако тот факт, что Беларусь традиционно находится в группе лучших, а потому белорусы привычно равняются на лучших из лучших, сам по себе является серьезным успехом. А ведь, с учетом острейшего недостатка собственных природных ресурсов, мы должны были бы завидовать в лучшем случае середнячкам.
Но вот незадача — когда белорусы были сирые и убогие, Запад демонстративно любил власть в нашей стране. Сегодня же, когда Беларусь входит в передовую группу наиболее развитых стран мира, США и их подельники, скрежеща от злости зубами, делают все мыслимое и немыслимое, чтобы наше государство опрокинуть.
Помнится, однажды Александр Лукашенко на одной из своих пресс-конференций сказал: «Когда я не знал, как делать, то я слушал Запад и делал наоборот». Время показало, что это выигрышная стратегия. Поэтому, чем сильнее нас ненавидят, ругают и душат санкциями западные страны, тем спокойнее и увереннее могут чувствовать себя простые белорусы. А вот к тем, кого нынче Запад так нахваливает и прочит нам в начальники, никакого доверия быть не может.
Текст: Валерий Байнев
Карикатура: Антон Островский
Фото: из открытых интернет-источников, носят иллюстративный характер
Автор фото: Светлана Курейчик