Найти тему
Детка-малышка

Удивительный эксперимент психолога Катерины Мурашовой, который помог 10 семьям избавиться от конфликтов

Оглавление

Большинство жалоб родителей, с которыми работают психологи – это не толерантность, нетерпимость подростков к членам общества. Тинэйджер может грубить и игнорировать своих близких, при этом быть очень почтительным и воспитанным с чужими малознакомыми ему людьми. Подростки частенько эгоистичны и считают, что все вокруг им должны. Из-за подобной философии у ребенка в школе и в семье очень часто возникают конфликты, друзья появляются и исчезают, а иногда их у подростка и вовсе нет. Все эти события в его жизни вызывают у ребенка отчаяние, но изменить свое поведение он самостоятельно не в силах, поэтому частенько впадает в апатию и залипает в телефон, задрав ноги на диване.

Екатерина Мурашова предположила, что коль проблемы многих подростков такие одинаковые, то и способ решения их должные быть один и тот же. Она надеялась, что таким образом сможет помочь всем страждущим тинэйджерам. И начала эксперимент.

Суть метода

Целый месяц продолжался «отлов» семей, которые жаловались на подобные проблемы. Наконец их собралось аж 14! Все они согласились поучаствовать в эксперименте. В этих семьях воспитывались дети от десяти до шестнадцати лет: 6 девчонок и 8 парней. Все получили установку, что принимают участие в изучении человеческой природы, который может вполне принести им практическую пользу и решить их проблемы.

Задание было такое: с этого момента дети должны говорить всем людям, с кем им приходилось бы контактировать, комплименты. Психолог рассказала детишкам и их родителям несколько мотивирующих историй, провела занятие о том, как правильно делать комплименты и дала рекомендации родителям, чтобы они могли прийти на помощь своим отпрыскам в случае чего. Екатерина просила, чтобы ребенок ежедневно давал обратную связь в форме: «Да, это мне понравилось», «Нет, это меня взбесило или просто раздражает». Еще один нюанс: если ребенка просили о чем-то, с чем он не согласен, его ответ должен был быть таким: «Спасибо, что высказали свое мнение, я его обязательно обдумаю». Все юные участники эксперимента были согласны попробовать, а вот у взрослых предложение Катерины вызвало недоумение. Еще бы, ведь они и сами так говорили делать своим отпрыскам, но толку было «нуль». Повторная встреча с отчетом была назначена через месяц. Психолог надеялась на стремительный рост самопознания и активное продвижение в умении общаться в социуме у подростков.

Результат

Но, эксперимент провалился. Две семьи из 14 вовсе не пришли через указанный срок. А те, кто вернулись с результатами, говорили практически одно и то же: сначала энтузиазм зашкаливал, но потом детишки поняли, что не все так просто и навыков самоконтроля у них еще маловато для выполнения задания. Практически всем через два-три дня стало скучно, и эксперимент прекратился. При этом детишки, которым было 10-12 лет смогли продержаться дольше. А более старшие оправдывались: «Я словно идиот. Когда я делаю комплименты, то на меня смотрят с удивлением, потому что никто из моего окружения сегодня так не поступает». А старшие ребята признались, что им было очень сложно постоянно помнить о том, как нужно себя вести в рамках эксперимента, да и каждую минуту себя контролировать – задача не из легких.

Когда психолог спросила: «А первые три дня, пока был энтузиазм, ты с кем-нибудь ругался?», оказалось, что ругаться то было просто некогда, ведь постоянно приходилось отвлекаться на придумывание комплиментов.

Мнение родителей о этих удавшихся трех днях тоже были в целом одинаковые: «Было интересно, конфликтов не было, но доверия к этой идее с самого начала было мало, ведь выдержать такое месяц неимоверно сложно».

Помните, как нас всегда учили мудрые взрослые: отрицательный результат – это тоже полезно. Так как много детей высказывало один и тот же тезис: «Так никто вокруг не поступает», Катерина решила давить на один из важных для подростков моментов – имитацию.

Не опускаем руки!

Следующий месяц был посвящен сбору еще одной экспериментальной группы из 15 семей с подобной проблемой. К эксперименту присоединились и две семьи, где у детишек-подростков была диагностирована начальная степень аутизма. Кстати, три семьи из предыдущей группы тоже очень хотели поучаствовать снова. А что, вдруг хоть что-то сработает! Неожиданно к эксперименту решили присоединиться взрослые участники: молодой человек 20 лет от роду и его мама, которая потеряла всякую надежду на него воздействовать. В общем и целом, восемнадцать семей изъявили желание испытать себя. Инструкция для новой группы поменялась: теперь все предыдущие задания должны были выполнять родители. При этом правила должны были распространяться не только на взаимоотношения в семье, но и на поведение их на работе, на болтовню по телефону и на мимолетные встречи с соседями и знакомыми. Детишки должны были оставаться сами собой. Если мама не выдержала, то вся семья выходит из эксперимента. Если же родительский месяц пройдет успешно, то наступает черед детей. Родители при этом продолжают себя вести по правилам, в поддержку своих отпрысков.

Новый результат

Через два месяца к психологу с отчетом вернулись 14 семей. Только 10 из 14 семей довели эксперимент до победного конца. Две семьи не выдержали еще на этапе с родителями, а две - когда в игру вступили дети (в том числе и юноша 20 лет). Но те, кто выдержал «испытание комплиментами» были в полном восторге! Первые недели детишки вдоволь «поглумились» и поэкспериментировали над родительскими нервами. «Папа, ты купишь для меня новый компьютер?» - «Я обязательно обдумаю твое предложение!». Практически все участники говорили о том, что за эти два месяца они узнали очень много хорошего о самом себе. А благодаря обратной связи стало понятно, что именно так раздражает детей и родителей. Оказалось, что эти бесящие особенности очень просто исправить и устранить.

Две теоретические недели для детишек были манной небесной, и им очень хотелось быстрее приступить к практике. Родители же с удивлением рассказывали о том, как наладились их отношения со скандальным боссом после того, как к нему была применена «комплиментная практика». Семьи перестали ругаться, ведь были постоянно заняты соревнованием в том, кто лучше и веселее придумает комплимент. Что интересно: неожиданно в эксперимент включились младшие братья и сестры проблемных подростков, охваченные энтузиазмом своей семьи, хотя их никто специально об этом не просил.

Еще немного позитива

Дети делились положительными моментами, которые возникли в процессе эксперимента: кто-то помирился с подругой, кто-то осознал, какие у него классные родители, кого-то приняли в компанию, о которой он давно мечтал, а кто-то улучшил отношения с учителем.

Особенный сдвиг произошел у двух подростков-аутистов. Первый после эксперимента начал встречаться с девушкой и прослыл в классе самым модным и перспективным молодым человеком, хотя раньше доходило до настоящей войны с родителями, чтобы только заставить его принять душ. Второй подросток, обучающийся в матшколе, применил это свое умение в математике и создал «матрицу комплиментов». По этой теме ему удалось с оглушительным успехом защитить школьный проект.

А вы были бы не прочь принять участие в подобном эксперименте?

-2
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях.
Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статье