"Страшные системы прослушки", телекамеры как канализационные трубы и видаки по цене автомобилей
"Запись голоса уже не способно произвести восторг на аудиторию. Разве что видео пока удивляет", - вздохнул мой учитель физики в конце 1980-х. Действительно, магнитофоны были почти у всех. А видеокамеры стоили как автомобили. Если даже видаки были редкостью ( вмоём калассе всего у пары человек), то что говорить о камере.
Святые времена. Любая телекомуникационная самоделка воспринималась как чудо. В нашей школе (будущей известной московской гимназии) ещё в СССР была специализация по классам. А - математический , Б- химический, В- гуманитарный, Г - физический, Д - дисбат (общеобразовательный).
В 1980-х каждый год в школе проводился праздник "Город мастеров". Это когда каждый класс у себя создавал нечто, что сегодня бы назвали проектом. Короче, демонстрировал достижения. Чем там гордились математики и гуманитарии не помню, а физики и химики показывали достижения технического прогресса. Именно в их аудитории набивалось максимальное число зрителей - шоу всегда делали интересным. Химики, обычно, чем-то воняли - пускали "Хоттабыча", превращали белую жидкость в красную, твердое в мягкое и т.д.
А физики устраивали красочные опыты со светом. Или нечто в полной темноте. А потом по завершению сеанса распечатывали сделанные при промощи приборов ночного видения фото ковыряющих в носу зрителей.
Однажды физики посвятили свою лекцию телекоммуникациям. А заодно и поприкалывались над химиками.
И так, химики как всегда воняют. В классе на 42 посадочных места сидят человек 70. Буквально друг у друга на голове. И среди них агент от физиков с микрофоном и радиопередатчиком. Заранее где-то в углу присобачена телекамера (размером с канализационную трубу). Увы, она на проводах. Зато в так же набитой аудитории физкласса идёт телетрансляция событий у химиков. В колонках идёт хрипящий звук из микрофона агента.
В какой-то момент в кабинете химии раздаётся громкий, потустороннйи голос: "Химия не наука, а набор рецептов! Хватит смотреть фокусы - идите к физикам!". Звук идет из висящей в классе колонки школьного радиоузла.
Зал смеётся. Разливающие по пробиркам какую-то гадость химики останавливаются. Учитель химии рысцой бросается к колонке. И торжествующе вынимает её штепсель из радиорозетки... А колонка продолжает орать! Просто туда предусмотрительно вставили приемник с автономным питанием. Соотвественно, говорят через неё из кабинета физики. На радость своим зрителям. Реакция же химиков видна и слышна...
А сколько радости доставлял обычный кассетный магнитофон! Записывая голоса друг друга, мы звонили по телефону, разыгрывали других приятелей.
Был у нас в классе Саша по прозвищу Шурик-Шнурик. И мы его разыграли. Записал на свой кассетник голос другого одноклассника, Андрея. Позвонил Шурику. И прокрутил запись.
- Привет, Шнур! - первая фраза Андрея.
Дальше пауза, которую Шурик не преминул заполнить ответными любезностями. Ибо Шнуром называть себя не позволял.
- Поговори, поговори, у меня! - вторая фраза.
Новая пауза. Шурик, понятно, тоже гадость какую-то говорит.
- В школе получишь! - третья фраза.
Опять пауза для ответа.
- Передаю трубку Лёхе, - последняя фраза.
На этом я выключаю магнитофон и разговариваю с Шуриком сам. А потом предлангаю ему позвонить Андрею, а потом сразу перезвонить мне. Тот звонит, выясняет, что Андрей у себя дома. И что я тоже у себя дома. Жили мы с Андрем довольно далеко друг от друга - за пять минут не добежать. Получается, мы каждый у себя дома, а говорили с Шуриком вместе. Как так?
Объяснили, что разработали систему подключения-прослушки любых телефонных номеров. И можем подключаться к любой линии когда захотим... На следующий день в школе Шурик умолял раскрыть секрет системы. А когда мы объяснили трюк с магнитофоном, не поверил! Решил, что пожалели, что рассказали. И хотим скрыть истину, обратив всё в шутку... Короче, было весело...
Современным детям, уже родившихся буквально со смартфоном в руках, этого не понять.
Читать ещё: "Будем оформлять в колонию!": о директорах советских школ
И ещё: "Сейчас к вам детский сад придёт ноги мыть!": почему советские люди ведутся на строгие голоса по телефону