Отдыхая от футбольных страстей, я обсуждал с коллегой ситуацию на рынке лизинга ж/д грузовых вагонов. В результате появился этот пост.
В апреле RAEX (Эксперт РА), крупнейшая аналитическая организация, сообщила, что объем лизингового бизнеса в 2017 году превысил исторический максимум. Общий лизинговый портфель достиг 3,4 трлн рублей. Безусловный драйвер роста – грузовой ж/д сегмент (20% прироста). Итого 39% портфеля – ж/д, при этом в целом доля госкомпаний на лизинговом рынке увеличилась с 42% в 2013 г. до 57% в 2017 г.
Похожий ажиотаж был в 2011 году. Цены на вагоны тогда тоже превысили 2 млн. руб. за штуку. Потом наступил профицит, резкое падение ставок аренды, обесценение активов лизинговых компаний, банковские реструктуризации, дефолты отдельных перевозчиков. Если бы не решение правительства о запрете продления службы «старых» вагонов, лизинговая отрасль могла недосчитаться многих крупных игроков.
И – «день сурка». Как и восемь лет назад, ж/д сегмент в 2016 – 2017 гг. растёт в за