Приветствую вас друзья! Сегодня поговорим о первом танковом сражении Великой Отечественной, которое произошло у небольшого литовского города Алитус. Оно примечательно также тем, что это был первый бой танков Т-34.
Прежде - необходимое вступление. Для удара по советским войскам в Прибалтике германское командование сосредоточило крупные группировки войск. От балтийского побережья до Гольдапа 230-километровый фронт занимали войска группы армий "Север" (18-я армия, 4-я танковая группа и 16-я армия)под командованием генерала -фельдмаршала В. фон Лееба. Южнее расположились 3-я танковая группа и часть сил 9-й армии группы армий "Центр". Ближайшей задачей группы армий "Север" являлся разгром советских соединений, действующих в армейской полосе, а также выход к берегам Западной Двины и захват плацдармов на её берегу. После этого следующей задачей был выход к тыловой границе советского Северо-Западного фронта, т.е. продвижение на глубину ещё около 150 км.
Им противостояли войска Прибалтийского особого военного округа ( с 22 июня преобразован в Северо-Западный фронт) в составе 27-й, 8-й и 11-й армий, которым директивой наркома обороны от 14 мая 1941 года ставилась задача "упорной обороной укреплений по линии госграницы прочно прикрыть отмобилизование и сосредоточение войск округа..."
Отдельно следует остановиться на задачах 3-й танковой группы немцев в составе 4 танковых, 3 моторизованных и 4 пехотных дивизий. Ближайшей её целью был стремительный захват переправ у городов Алитус, Прены, Меречь, после чего ей предписывалось наступать на Вюльнюс и прорвать оборону имеющихся там сил РККА. После выполнения данной задачи планировался поворот с выходом в тыл советского Западного фронта.
На направлении действий 3-й танковой группы находились части советской 11-й армии в составе двух стрелковых корпусов (16-й и 29-й) и 3-го механизированного корпуса. Детальное развертывание частей можно увидеть на приведенной выше карте.
22 июня 1941 года после авиационной и артиллерийской подготовки немцы перешли в наступление. На направлении Алитуса оборону держали 126-я и 128-я стрелковые дивизии, которые первыми и приняли на себя всю тяжесть вражеского удара. Оборона обеих дивизий была быстро смята противником имевшим многократное превосходство в живой силе и технике. Во второй половине дня авангард 39-го моторизованного корпуса 3-й танковой группы в виде 7-й танковой дивизии вышел на подступы к городу.
В Алитусе дислоцировалась советская 5-я танковая дивизия 3-го механизированного корпуса. Она была единственным соединением Прибалтийского ОВО имевшим на вооружении 50 танков Т-34. Однако ни одна из машин до войны не эксплуатировалась и все они находились на хранении в парке. Таким образом, опыта эксплуатации новых танков в дивизии к началу боев не имелось. Кроме того на вооружении дивизии имелось 30 танков Т-28, 116 БТ-7, 19 Т-26 , 12 ХТ-26 и 90 бронеавтомобилей, с хорошо подготовленными экипажами. В дивизии ощущалась нехватка средств связи и эвакуации, слабо была организована разведка.
Ещё 19 июня части дивизии были сосредоточены на правом берегу Немана на восточной окраине Алитуса. Сразу же началось оборудование окопов и блиндажей, замаскированных позиций для бронетехники. Этим дивизии удалось избежать потерь в первые часы войны. В 4.20 утра когда люфтваффе нанесли удар по паркам и казармам дивизии там почти никого и ничего не было. Почти весь личный состав и боевая техника были выведены из военного городка.
После авианалета комдив полковник Ф.Ф. Федоров распорядился привести все машины в боевую готовность. Чтобы прикрыть мосты через Неман на его левый берег был выдвинут передовой отряд из двух рот 5-го мотострелкового полка с артиллерией. Мосты у Алитуса были подготовлены 4-м инженерным полком ПрибОВО к взрыву, но в ночь на 22 июня охрана получила приказ из штаба округа снять заряды. Приказ был передан некими представителями штаба. Историк А. Исаев например считает, что этим представителями могли быть переодетые в советскую форму диверсанты.
Через южный мост были на западный берег Немана были направлены несколько бронеавтомобилей БА-10 из состава 10-го танкового полка для разведки. Там они наткнулись на немецкий мотоциклетный батальон. В завязавшейся перестрелке как минимум один броневик был подбит.
Немецкая 7-я танковая дивизия имела на вооружении следующие танки: 53 Pz.lI ,167 Pz.38(t), 30 Pz.IV, 7 Pz. Bef.38(t), 8 Pz. Bef.lll. Встреченный на подступах к мостам передовой отряд 5-й танковой дивизии был в течении получаса подавлен огнем немецких танков и артиллерии. Дальше немцы действуют своим излюбленным инструментом - боевыми группами из танков и мотопехоты. Против северного моста была направлена группа полковника Ротенбурга в составе 25-го танкового полка усиленного 37-м разведывательным батальоном и приданных им огнеметных танков 101-го огнеметного танкового батальона. Против южного моста действовала боевая группа полковника Люнгерхаузена в составе усиленного танками 7-го мотоциклетного батальона. Оба моста в целости и сохранности достаются немцам примерно в 12.45, которые сразу же начинают занимать плацдарм на восточном берегу. Федоров успел выдвинуть к северному мосту у Алитуса 2-й батальон 9-го танкового полка под командованием старшего лейтенанта Вержбицкого, вооруженный Т-34, артиллерию 5-го мотострелкового полка и отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. чуть позднее к ним присоединился 1-й батальон 9-го танкового полка, со своими 24 танками Т-28. Правда "двадцатьвосьмые были сильно изношены и практически исчерпали свой моторесурс, вследствие чего их использовали в основном для ведения огня с места. Артиллеристы и танкисты, подпустив танки врага на 200— 300 метров, открыли огонь прямой наводкой. Экипаж Т-34 сержанта Макогона в ходе этого боя подбил 6 вражеских танков.За 30— 40 минут боя им удалось подбить порядка 16 немецких танков и задержать продвижение противника.
Одновременно немецкие танки прорвались и по южному мосту, прикрываемому 10-м танковым полком, образовав второй плацдарм.
Около двух часов по полудню советские танкисты начали контратаки на плацдармы, образовавшиеся у обоих мостов. Однако к этому моменту помимо танков, к Алитусу вышли мотопехота 7-й танковой дивизии и истребительно-противотанковый дивизион, имевший на вооружении 12 50-мм противотанковых пушек.Котратака советских частей была отбита. Однако и сами немцы не могли вырваться с захваченных плацдармов - советские танкисты заняли выгодные позиции на обратных скатах высот на подступах к Алитусу. Первая же попытка прорыва со стороны южного моста обошлась в 6 подбитых танков. Тяжелый бой продолжался до позднего вечера, попытки немцев прорваться с предмостных плацдармов дальше на восток сменялись советскими контратаками. Возникло устойчивое равновесие - мы не могли уничтожить немецкие плацдармы, немцы не могли прорваться на восток. Немцы к тому же изрядно поизрасходовали свой боезапас.
Ситуация поменялась, когда вечером подошла 20-я танковая дивизия немцев. Имея два плацдарма у Северного и Южного мостов и превосходство в силах немцы были вольны в выборе направления главного удара. Около 21.00 20-я танковая дивизия атаковала с северного плацдарма, что поставило под угрозу фланг и тыл нашей 5-й танковой дивизии. Советские части испытывали сильную нехватку горючего и боеприпасов, была нарушена связь между подразделениями. В таких условиях о ликвидации немецких плацдармов нечего было и думать. Под прикрытием темноты части советской танковой дивизии в беспорядке начали отходить в направлении Вюльнюса. Немцы также по причине наступившей ночи прекращают боевые действия.
Таким было первое танковое сражение в Великой Отечественной войне. Потери 5-й танковой дивизии в нем составили 16 Т-28, 30 БТ-7. Из 44 тридцатьчетверок было потеряно 27 машин, большая часть вследствие поломок из-за неумелой эксплуатации. Советские танкисты и ремонтники попросту не успели освоиться с новой боевой машиной, что и предопределило большие потери.
Немцы оценили свои потери в 11 танков. Правда они в соответствие со своей системой учета считали потерянными только те танки, которые не подлежали восстановлению или оставались на занятой противником территории. Так что общее количество подбитых немецких танков скорее всего составляет не менее 40 единиц. Косвенно это подтверждается тем, что число исправных машин у 7-й танковой дивизии на 27 июня составляло не более 150 танков, а 2-й батальон 25-го танкового полка из-за тяжелых потерь был расформирован.
Сами немцы оценивали бой под Алитусом как самое тяжелое на тот момент сражение с сентября 1939 года. Немецкий генерал-майор в отставке Хорст Орлов, участвовавший в этом бою в качестве офицера в 7-й танковой дивизии, вспоминал:
Танковое сражение у Алитуса между нами и танками 5-й дивизии русских было, пожалуй, самой тяжелой битвой дивизии за всю войну
Сам командующий 3-й танковой группой Г.Гот в своих воспоминаниях также оценивал бой как "исключительно тяжелый". Пройдет не так много времени и немцы уже будут вспоминать его не таким уж и тяжелым. Как говорится, русские долго запрягают...
Источники: И. Статюк "Оборона Прибалтики 1941", А. Исаев "Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг", Г. Гот "танковые операции", А. Уланов и Д. Шеин "Первые Т-34", М. Коломиец "Советский средний танк Т-34. лучший танк Второй мировой", М. Барятинский "Т-34 в бою", S. Zaloga "Panzer 38(t) vs BT-7: Barbarossa 1941"
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"