60 лет назад — 31 июля 1961 года — Ростовский Совнархоз приступил к проектированию нового предприятия — текстильного комбината в городе Шахты.
А 18 января 1965 года началось строительство прядильно-ткацкой фабрики № 1 (ПТФ-1).
Так началась история шахтинского хлопчатобумажного комбината.
Музей
Музей истории комбината был создан в 1975 году и находился непосредственно на производстве. Автором экспозиции первых лет работы комбината была заведующая музеем В.Н. Школяр. Посещая музей, вновь поступающие рабочие знакомились с историей предприятия и лучшими традициями коллектива. Здесь им давался наказ — с первого трудового дня беречь честь рабочего, равняться на лучших людей комбината, бороться за право вписать новую страницу в летопись трудовой славы предприятия.
Второе рождение
В 2007 году по решению президента ЗАО «Дон-Текс» Анны Яковлевны Игнатовой музей перевели во Дворец культуры «Текстильщик». Организацией и руководством музея занялась ведущий инженер Лариса Георгиевна Абрамова, которая много лет трудилась на комбинате. Музей пополнился новыми экспонатами более поздних периодов и эпизодов истории комбината.
Собирать экспонаты приходилось по крупицам, обращаясь к старейшим работникам, у которых сохранились фотографии с тех или иных событий. По каждой из четырех фабрик (первой, второй, третьей и отделочной) оформлен альбом.
С чего начинается экскурсия
Когда попадаешь в музей, глаза разбегаются. Хочется увидеть и охватить все сразу. Хорошо, если музей небольшой. К таким компактным, но информационным и относится Музей трудовой славы.
Экскурсия начинается со стенда «Они сражались за Родину», который посвящен ветеранам Великой Отечественной войны — работникам комбината. Рядом — альбом с вырезками из газет. Затем знакомимся непосредственно с историей возникновения самой идеи строительства текстильной фабрики вплоть до пуска ПТФ-3 и отделочной фабрики, а также всей инфраструктуры нового поселка текстильщиков.
Немного истории
28 ноября 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему подъему текстильной промышленности СССР», которое послужило основанием для строительства крупнейшего в Европе текстильного комбината в городе Шахты.
Огромную роль в решении основать текстильный гигант в нашем городе сыграло непосредственное участие и личная инициатива Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина.
Большое участие в судьбе Шахтинского текстильного комбината принял лауреат Нобелевской премии писатель Михаил Александрович Шолохов. К нему, как депутату Верховного Совета СССР, шахтинцы обратились с просьбой помочь решить проблему дальнейшего развития города. В связи с закрытием нескольких шахт необходимо было занять свободные женские руки.
М.А. Шолохов, выступая на встрече с избирателями в городе Ростове 20 мая 1970 г., так говорил об этом:
Шахтинский горком партии и горисполком обратились ко мне, как к депутату, с просьбой помочь им. Вместе поехали в обком партии, в облисполком, посоветовались там. Поручили мне обратиться в высшие инстанции. Я с радостью согласился. Поначалу в Шахтах намечалось построить небольшую по объему ткацкую фабрику. Теперь строится комбинат, которому нет равных не только в Советском Союзе, но и в Европе. Вот как малое начинание Шахтинского горкома партии и горисполкома при поддержке и активном содействии Обкома партии и облисполкома при помощи депутата превратилось в событие союзного значения *.
* («Молот», 21 мая 1970 г.)
Инфраструктура и новый поселок
Шли годы, пятилетка, вторая… И в шахтерском городе среди могучих терриконов рос гигант — Шахтинский комбинат. Запускались первая, вторая, третья прядильно-ткацкие фабрики и отделочная.
Можно назвать много внушительных цифр: количество ткацких станков, веретен, число работающих — 13,5 тысячи. Но понятие «гигант» воспринимается гораздо образней, если сказать, что уже к 1980 году он выпустил тканей столько, что если их вытянуть в одну ленту, то она трижды опояшет земной шар по экватору, а к 2010 году — уже 46 раз.
Сначала на улице Ворошилова стояло несколько домов, которые обеспечивали жильем строителей, приезжих специалистов.
В 1970 году появились первые жилые дома для работников комбината. В 1971 году — первый детский сад №34. В 1975 году комбинат приобрел на свои средства и пустил первый троллейбус. В 1978 году открыли Дворец культуры «Текстильщик». Затем построили поликлинику, профессиональное училище №39. За время своей деятельности комбинат построил 59 жилых домов, 11 детских садов, 19 общежитий, три школы.
Миллиардный метр, Фидель Кастро и карта поставок
3 апреля 1985 года к 40-летию Победы на комбинате выпустили миллиардный метр ткани, который занимает почетное место в музее.
В одной из витрин замечаю фотографию, на которой сам Фидель Кастро! Конечно же, в Шахтах кубинский лидер не бывал, но встретились они с нашей знаменитой землячкой Любовью Васильевной Филатовой в 1986 году на XXVII съезде КПСС.
На одной из стен музея висит карта поставок и продаж продукции шахтинского ХБК, география которых охватывала не только нашу страну от Прибалтики до Дальнего Востока, но и зарубежные страны.
Под знаком братской дружбы
«Договор тысяч» — один из первых в стране социалистических договоров на соревнование, его подписали в 1929 году представители 49 тысяч московских, ивановских, калининских текстильщиков.
В 1972 году группа передовиков Глуховского ХБК выступила инициатором развития «Договора тысяч».
Это соревнование с родственными и содружество со смежными предприятиями способствовало досрочному выполнению планов. Инициатива глуховцев нашла поддержку и у коллектива Шахтинского комбината.
Первым, с кем ХБК заключил Договор содружества, был Марыйский хлопкоочистительный завод им. Чкалова Туркменской ССР. Позже в соревнование смежников включились Шартузский, Регарский хлопкоочистительные заводы и хлопководческий совхоз им. Ломоносова Таджикистана, Джар-Курганский хлопкоочистительный завод и опытно-экспериментальный совхоз «Сурхан» Узбекской ССР.
В 1975 году положено начало производственных дружеских связей Шахтинского комбината с предприятием в Болгарии, текстильным комбинатом им. Асена Халачева, когда болгарские гости, участвовавшие в V съезде женщин Дона, посетили наш комбинат. В их составе была ткачиха Плевенского текстильного комбината им. Асена Халачева Параскева Коцева.
«Тысячники» не только принимали делегации и подписывали договоры, но и обменивались подарками. В музее трудовой славы хранятся сувениры из Болгарии, Узбекистана и Вьетнама.
Архив тканей
В отдельной комнате хранятся образцы тканей, которые когда-либо выпускал комбинат. Сначала производство проектировали для выпуска сорочечных тканей, но постепенно перешли и на платьевой ассортимент.
Создание рисунков для художественно-колористического оформления тканей комбината осуществляли художники комбината.
Первоначально творческий коллектив художественной мастерской Шахтинского хлопчатобумажного комбината состоял из 12 человек.
При разработке рисунка обязательно учитывалось его назначение, структура ткани, технология печати и, конечно, мировая тенденция моды.
Художники предприятия представляли на Совет ежеквартально до 70-80 рисунков в ассортименте. Совет не только принимал работы, но и отмечал авторов лучших рисунков. Это Пылева С.И., Данилова Е.К., Тихонова З.И, Литвинов Н.Г., Ковалева О.И., Соколова М.Л. и другие.
Наши бабушки и мамы прекрасно знают и помнят до сих пор знаменитую хлопко-лавсановую ткань «Шахтинка».
Кому это интересно
Чаще всего музей посещают рабочие комбината. И они-то самые заинтересованные и благодарные посетители. В музее они невольно оказываются втянутыми в ход экспозиции: один видит фотографию события, участником которого был сам, другой найдет знаковое лицо, знакомую фамилию, и каково же бывает удивление, радость, гордость, когда вдруг он узнает себя на одной из фотографий музея!
А еще любят посещать музей школьники. Им очень нравится. Глаза загораются. И есть от чего. Они видят, как бережно в музее относятся к документам прошедших эпох, как трепетно собирают и хранят материалы о тех, кто трудился на комбинате. Возможно, и их достижения не пройдут незамеченными и о них будут рассказывать потомкам.
Передовики производства: Печенкина Альбина Евгеньевна, Смирнова Людмила Ивановна, Назарова Зоя Михайловна, Лебедева Нина Ивановна, Мисугина Раиса Григорьевна, Тычин Николай Павлович, Кузнецова Раиса Алексеевна, Грязнов Василий Михайлович, Колесникова Раиса Дмитриевна, Симонян Вычаган Маркосович, Головко Варвара Алексеевна, Иванова Галина Денисовна, Машкова Зинаида Ефимовна, Королева Татьяна Петровна, Филатова Любовь Васильевна, Борисова Валентина Максимовна, Ерохина Людмила Васильевна, Монашова Валентина Николаевна, Смирнов Николай Васильевич, Ильяшенко Антонина Васильевна, Густова Валентина Алексеевна, Кац Николай Григорьевич, Основин Алексей Алексеевич, Конкин Юрий Федорович, Плотников Геннадий Александрович, Глебова Валентина Ивановна, Кузьмин Юрий Федорович, Титов Геннадий Яковлевич, Смирнов Николай Николаевич, Ралько Александр Михайлович, Полубедова Наталья Борисовна, Литвинов Николай Георгиевич, Додонов Владимир Иванович, Токарев Иван Михайлович, Боканев Евгений Семенович, Колесников Александр Алексеевич, Бакар Виктор Павлович.
Место для гиганта (быль)
(воспоминание строителя)
«В поле дул нудный восточный ветер. Люди ежились, стараясь повернуться к нему спиной. Даже во времянке строителей он не давал покоя своим беспредельным воем, резкими порывами, наводил на людей уныние и тоску.
Машинист экскаватора, казалось, не замечая непогоду, с застывшим от внимания лицом, то и дело меняя обороты двигателя, плавными, точными движениями рычагов гонял ковш из стороны в сторону, загребая и перебрасывая грунт из готовящегося котлована будущего здания. Работа спорилась, и ветер у машины вроде бы терялся.
Вдруг ковш уперся во что-то твердое. Машинист чуть опустил его, потом рванул, и из глины вывернулись какие-то кости. Он заглушил мотор, вылез из кабины, подошел к находке, посмотрел внимательно и произнес удивленно: «Во дела!». Подошли работавшие поблизости арматурщики. Все смотрели на кости, трогали их руками, размышляли вслух:
— Чьи бы это?
— Крупные.
— Слон, что ли?
— Скажи еще мамонт!
Подошел прораб. Тоже внимательно посмотрел и распорядился: «Надо сообщить сведущим людям». Через пару дней на стройплощадку приехали люди из области, одна женщина даже из Москвы. После пристального осмотра необычно крупных позвонков они подтвердили: в самом деле кости мамонта. В тот же день, вечером, об интересной находке было сообщено в информационной программе «Маяк». А утром молодой шофер, работавший с экскаваторщиком, восторженно спросил его из кабины:
— Слыхал? Москва передала…
Машинист уже забыл о происшедшем, он гнал кубы, ему было не до мамонтов. Поэтому он ответил даже чуть-чуть раздраженно:
— Ну и что?! Подумаешь, событие! Ну, ходила когда-то тут зверюга, ну, гигант.
А водитель, чтобы не поддаваться тону машиниста, твердо заключил, как бы подводя черту:
— Да, гигант, значит, это место для гиганта.
Он показал на виднеющиеся вдали шахтные терриконы:
— Видишь? Тоже — гиганты. Их насыпали люди. Своими руками. И мы своими гиганты строим…
Дул нудный восточный ветер. Зубья ковша вгрызались в вязкую тяжелую глину. Нелегко поддавалась земля будущему комбинату».
Б. Шеменев (газета «Рабочая доблесть»)
Любовь Васильевна Филатова
Любовь Васильевна поднялась по ниве мирного труда до самых высоких вершин мастерства. Она награждена Орденом Трудовой Славы III степени и Трудового Красного Знамени, Золотой медалью ВДНХ, ей вручен приз Евдокии и Марии Виноградовых, она является лауреатом Государственной премии СССР, депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом XXVI и XXVII съездов КПСС. Ее имя было занесено на Областную Доску почета «Трудовая слава Дона» — все это говорит само за себя.
Самая главная черта характера Любови Васильевны — ответственность. В преддверии XXVII съезда КПСС курс партии на ускорение социально-экономического развития страны горячо одобрили советские трудящиеся. И текстильщики, в том числе Любовь Васильевна, отвечали конкретными делами.
Л.В.Филатова обслуживала 4800 веретен при отраслевой норме 1474 веретена. Ей приходилось постоянно изыскивать внутренние резервы, совершенствовать свою работу, чтобы увеличить выпуск и улучшить качество продукции. Вся вырабатываемая ею пряжа шла на изготовление ткани, аттестованной на государственный Знак качества.
Она вспоминает: «На комбинат я приехала в 1973 году. В 1974 году в январе месяце был произведен пуск первых прядильных машин на ПТФ-2. Так я начала свою трудовую деятельность на ПТФ-2 и отработала 20 лет прядильщицей. Я приехала из Ивановской области. У меня уже был опыт работы. В 1975 году к нам на комбинат приехала Герой первых пятилеток, ткачиха Мария Ивановна Виноградова. Она призвала наших текстильщиков приумножить традиции старших поколений, выше поднять знамя соцсоревнования. Так у нас развернулось стахановское движение. Первыми стали на повышенную зону обслуживания ткачиха Альбина Печёнкина и Людмила Смирнова. В нашей смене прядильщицы поддержали ткачих, это Королева Таня, Маша Миронова, Людмила Ашихина и многие другие. Смена была дружная. Помощником мастера был Герасимов Борис».
Лариса Шлихта, коллаж автора, фото из архива редакции, ЦБС и музея трудовой славы ХБК