Когда в конце 1941 года в окрестностях Брюсселя была захвачен радиопередатчик, который имел связи с Москвой, и расшифрован шифр, которым обменивалась Москва со своими разведывательными группами, впервые для немецких контрразведчиков стало известно, что на территории Рейха и оккупированных районах Европы действует опытный агент Москвы, имеющий доступ к важнейшей секретной информации с позывным «Гильберт» (смотри публикацию «И потянулась ниточка»).
Началось выяснение, кто такой «Гильберт». Удалось установить, что по национальности он немец, коммунист. Начали просматривать дела всех немецких коммунистов, кто был в розыске. Всплыли десятки фамилий: Винсент, Кауфман, Серс, Треппер и т.д. Попробуй определить, кто из них.
Радиопередатчик «Гильберта» частенько выходил в эфир. Одно было неудачным. Его владелец постоянно менял места радиопередач. Несколько раз пеленговали. Казалось, вот-вот поймают. Окружали место и… ничего. Птичка улетела. «Гильберт» словно чувствовал опасность и уходил за мгновение до его поимки. И так не один раз.
Во время погрома одной из подпольных коммунистических групп Германии, гестапо удалось взять человека, который долгие годы работал вместе с «Гильбертом», бывал вместе с ним в Москве. Это решили использовать.
Арестованного перевербовали. Затем устроили на важный пост в немецких оккупационных кругах в Бельгии. Вывели его на Бельгийское сопротивление. Обеспечили коротковолновым передатчиком. В Москву от его имени потекла информация. Оценив уровень информации и пост этого человека, Москва вывела его из под Бельгийского сопротивления, и установила с ним прямую связь. В Москву пошла добротная, настоящая информация. Ни капли дезы. Захват «Гильберта» стоил того.
И «Гильберт» клюнул. Договорился о встрече со своим бывшим помощником.
В день встречи на место, где она проходила, немцы устроили налет и… «Гильберта» на месте не оказалось. Он отправился к зубному врачу. Имя врача узнали от священника, жившего по соседству.
Немецкие контрразведчики помчались к зубному врачу и взяли «Гильберта», когда он уже выходил из кабинета.
«Гильберт» был передан абверу. Его убедили работать на Рейх, и в Москву пошла добротная дезинформация.
И опять источник умалчивает, что было с «Гильбертом», когда надобность в нем отпала.
(Источник: Вальтер Шелленберг)