Скоро выборы в Госдуму. Активизировались предвыборные кампании. В нашем районе перед входами в метро и около торговых центров работают сборщики подписей независимого кандидата. Кандидат молод, симпатичен, энергичен, я слежу за ним в фейсбуке. Поэтому когда ко мне впервые обратилась девушка - почти девочка - с просьбой оставить подпись за его выдвижение, я оставила.
А сегодня пошла в магазин, около которого работали два парня с планшетами, собирая подписи. Стояла у входа минут 10, разговаривала с мужем по телефону и наблюдала. За время моего наблюдения молодые люди пытались заговорить примерно с двумя десятками человек. Никто не остановился, большинство проходили мимо, отмахивались и огрызались. Хотя парни очень симпатичные, интеллигентные: один коренастый, стильно стриженый, другой - длинный, с круглой шапкой кудрявых волос, похож на одуванчик. Оба улыбчивые такие и жизнерадостные. А идущие мимо люди - хмурые.
Людям не нравится, когда к ним пристают, это понятно. Особенно когда не просто нужно послушать, но и желательно оставить свои паспортные данные и расписаться. И я прекрасно понимаю этих людей. Но и отлично знаю, насколько это тяжелая работа, потому что во времена своего студенчества тоже работала сборщиком подписей.
Мы с подругой, правда, не стояли около магазина, а ходили по квартирам. А это, конечно, намного хуже. Звонишь в дверь, из-за двери раздаётся: "Кто там?" - и мы тоненькими голосами начинаем рассказывать, что собираем подписи за депутата (куда выдвигался депутат - совсем не помню). Открывали нам процентов 10%, не больше. Рады были нас видеть примерно 1%. Мы принимались тараторить речь про нашего кандидата, кто такой, чем занимается, куда выдвигается, что обещает. Это сейчас можно предложить перейти на сайт, тогда интернет только появлялся как слово.
Я хоть и училась на отделении журналистики, для меня позвонить незнакомому человеку - стресс. А уж идти в народ и подписи собирать - и подавно. Но за эту работу неплохо платили, а мы хватались за любую подработку. И вот так стрессовали несколько дней подряд.
Из хождения по подъездам нашего района я запомнила только два эпизода.
Первый - это квартира в нашем подъезде, там жили родители моей подруги. Подруга уехала в другой город, а родители остались, и помнили меня. И они согласились поставить подписи. Мама быстро заполнила свою строчку: ФИО, адрес, данные паспорта, роспись. Я передала листок отцу, а тот никак не может взять ручку в негнущиеся пальцы, хотя родители подруги, как я сейчас понимаю, были на тот момент чуть старше меня нынешней. Так вот, кое-как он совладал с ручкой и потом почти полчаса заполнял свои данные, кряхтя. А потом сказал мне: "Я ручку в руках со школы не держал". Я, исписывающая за семестр несколько тетрадей, была в шоке:)
Второй эпизод: звоним, открывает дверь пожилой мелкий такой мужик в одних трусах. Лысый. Весь в татуировках (хотя правильнее будет сказать - в наколках), на шее золотая цепь в палец толщиной, на руках по золотому перстню. Улыбаясь широко и сверкая золотыми зубами, он соглашается оставить подпись, приглашает нас внутрь, а сам уходит за очками. Мы проходим в комнату, а в полупустой комнате сидит на полу играет девочка-ангелочек с бантиком на макушке. Куклы у неё там, домик, ещё что-то. Мужик возвращается не только в очках, но и в трениках и майке. И, кивая на девочку, очень ласково говорит: "Внучка моя". Самое тёплое воспоминание у меня из той подписной кампании - вот этот мужик в наколках и с внучкой.
Но чаще всего нас, конечно, посылали на три буквы вместе с нашим кандидатом. Из-за дверей орали мужики и женщины, лаяли собаки или говорили дети: "Взрослых дома нет".
С тех пор я ни разу больше не соглашалась работать сборщиком подписей, но неизменно очень жалею тех, кто идёт на такую работу ради подработки. Работа ужасная, но, с другой стороны, даёт концентрированный жизненный опыт по общению с незнакомыми людьми на улице. Правда, после дня такого "общения" кажется, что добрых приветливых людей совсем немного. А в основной массе они буки, злобные и неулыбчивые.
...В очереди в кассу стояла опять долго. Через стекло наблюдала, как продолжают на крыльце мальчишки приставать к людям. Кассир сказала: "Возьмите ириски по акции", - и я взяла. Вышла на улицу, высокий мальчик-"одуванчик" подскочил ко мне, начал рассказывать про кандидата.
"Слушай, я уже оставила свою подпись за вашего кандидата, - ответила я ему и протянула упаковку ирисок, - возьми вот лучше".
"Нет, не надо", - ответил парень, решив, что я его конфетой угощаю.
"Да бери, бери всё", - засмеялась я.
"Это мне?! А за что?!" - поразился он.
"Поддерживаю вас в вашем нелёгком деле!"
Ириски парень радостно забрал и побежал делиться со своим товарищем.
А у меня настроение улучшилось:)
Люди, улыбнитесь сборщикам подписей. Поддержите человека в стадии получения трудного жизненного опыта:)