Найти тему
Синий Сайт

Журналистика 101: Правила написания статей

Оглавление

1. ПРАВИЛА ХЕМИНГУЭЯ

Когда молодой Эрнест Хемингуэй работал журналистом в Kansas City Star, ему вручили руководство по стилю, что включало четыре основных правила, которые он запомнил. Судя по всему, эти правила хорошо служили ему всю оставшуюся жизнь. Вот они:

• Используйте короткие предложения;

• Первые абзацы должны быть короткими;

• Используйте «сильные» слова;

• Будьте позитивными, а не негативными.

Каждый из этих пунктов вполне актуален.

2. НАЧАЛО

Первые одно-два предложения вступительного абзаца либо пролога, введения (если оно есть) — самая важная часть статьи. Они должны заинтересовать читателя и убедить его продолжить чтение. Если вы дочитали до этого места, значит, принцип сработал, и вы не против читать дальше. Спасибо вам за это.

3. СУТЬ ИСТОРИИ

Итак, вы написали заголовок и отличный первый абзац, что дальше? Пора написать саму статью. Сейчас не время утомлять читателей — а когда оно вообще бывает? — так что давайте перейдём к сути вопроса, используем структурирование. И лучший способ сделать это — …

4. КТО, ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМУ, КОГДА И КАК

О ком вы пишете,
что произошло,
где это произошло,
почему это произошло,
когда это случилось,
как закончилось?

Это — важные вопросы, на которые ваш читатель захочет получить ответы. Такая достаточно простая структура — отличный способ избежать писательского тупика, она поможет вам в следующем пункте.

5. ПОТОК

Статьи, в которых переход от одной логической точки к другой плавный, без скачков, легко читаются и вызывают интерес. Создавайте плавный поток и удерживайте в нём читателя.

6. ПОКАЗЫВАЙТЕ, НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ

Нет лучшего способа привлечь читателя, чем цитирование (имеются в виду как письменные цитаты, так и ролики, и аудиотреки etc. — прим. перев.). Цитаты придают материалу авторитетность и подлинность, не дают ему превратиться в лекцию. Люди хотят быть в курсе, и лучший способ — это давать цитаты. Они также отлично подходят для вставок и концовок.

7. СТИЛЬ

Стиль приходит с опытом, так что продолжайте писать, чтобы стиль развивался. Не старайтесь чересчур усердно, потому что получится вымученно; не пытайтесь выглядеть изысканным или ужасно образованным в надежде, что читатели станут уважать вас; нет — они решат, что вы смотрите на них свысока.

8. СОКРАЩАЙТЕ

Если слово или предложение не работает, избавьтесь от него. Можете ли вы сказать одним предложением то, что уже сказали двумя? Абзац, который, кажется, выпадает или не подходит — сокращайте. Пишите «активным» голосом (используя активный залог для русского языка — прим. перев.). Вы можете решить, что лучше писать «пассивным» голосом, поскольку он больше подходит вам, вашему стилю и тому, о чём вы пишете. Нет, обязательно пишите только «активным» голосом.

9. КОНЕЦ

Если статья подошла к концу, завершите её, не пытайтесь продолжать. Наступил момент, когда всё сказано и сделано, и пора уходить. Найдите хорошую цитату, которая связывает всё написанное воедино, или самостоятельно сделайте вывод из сказанного.

10. РЕДАКТИРУЙТЕ

Редактируйте, снова редактируйте, а затем отредактируйте ещё раз. Удивительно, что можно найти при повторном редактировании. Прочтите вслух написанное, проверьте, как это «звучит». Если это звучит правильно, то всё в порядке. Хороший трюк — сделать небольшой перерыв после завершения черновика, затем вернуться и устранить очевидные ляпы. Затем, если это возможно, оставить текст на день или два в покое, взглянуть на него свежим взглядом и сделать коррекцию.

Сначала вы можете обнаружить, что у вас получилось ужасно много исправлений. Со временем вы научитесь писать чётко уже в первом черновике, но помните, что редактирование текста полезно всегда. Но и не попадайтесь в ловушку редактирования. На каком-то этапе вы должны отправить статью в публикацию. Трёх заходов вычитки обычно достаточно.

ВАЖНО

Редактирование статьи по мере её написания останавливает поток (см. п.5). Продолжайте писать и игнорируйте подчёркивание слов с орфографическими ошибками и грамматически неправильных предложений. Отключите эти функции в настройках, если умеете, по крайней мере, пока пишете черновик. Продолжайте писать — побеспокоитесь о вычитке потом. Или, как вариант, пишите черновик на машинке. Пишущая машинка — очень полезный инструмент, поскольку заставляет думать, прежде чем писать, и не даёт редактировать по ходу дела.

ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО МОМЕНТОВ:

• Используйте глаголы вместо прилагательных и наречий;

• Используйте обычные слова; не отталкивайте читателей;

• Пишите как можно меньше слов;

• Избегайте жаргона, клише, модных словечек и банальных выражений.

© Matthew Smeal, Journalism 101: Introduction to Writing for a Publication

Переводил Тим Яланский специально для Синего Сайта