Дорогие читатели, в этой статье предлагаю прогулку по склону холма у северо-западного участка кремлёвской ограды, а конкретно – под стеной между Ивановской – Часовой - Северной башнями. На снимке Северная башня – справа, левее - Часовая башня. Ивановская расположена по склону ниже, не видна за зданием.
Вид на склон и кремлёвскую стену с Ивановского съезда. Слева – Спасская часовня, справа – восточная часть Предтеченской церкви, между ними видна часовня с Набатным колоколом. Кажется, что до часовни с колоколом рукой подать…
Такое же ощущение возникает при взгляде с палубы теплохода.
На самом деле до неё нужно преодолеть не один десяток ступеней. Лестница начинается у сторожки со стороны западного фасада Предтеченской церкви.
Слева от лестницы установлен крест, информации о нём у меня нет.
Справа от лестницы находится очень интересный объект – тоннель Кремлёвского элеватора (так в Нижнем называли фуникулёр). На этом виде транспорта можно было подняться от Предтеченской церкви до станции внутри Кремля около Часовой башни (на снимке скрыта деревом). Всего в городе было два фуникулёра, второй – Похвалинский элеватор, работал на Похвалинском съезде. Оба фуникулёра действовали с 1896 по 1927 годы. Пишут, что в 2020 году начали повторно возводить Кремлёвский элеватор.
Над бывшей трассой фуникулёра переброшен мостик, от которого поднимается лестница к Северной башне.
На полпути к колоколу…
Набатный колокол установлен и освящён 2 ноября 2005 года на смотровой площадке на склоне холма. Сооружение, в котором установлен колокол, в разных источниках называется по-разному: звонница, часовня, сень… Вот как описано это событие на сайте pravoslavie.ru:
«Для строительства звонницы был заложен мощный фундамент. Набатный колокол установлен в арочном проёме, выполненном в виде часовни.
Проект часовни был выполнен ректором Нижегородского архитектурно-строительного университета академиком Валентином Найденко, всего неделю не дожившим до сегодняшнего события.
2 ноября 2005 г.».
Колокол звучит два раза в году: 4 ноября в День народного единства и 22 июня в День памяти и скорби.
Колокол отлит московскими мастерами, диаметр его составляет 2,5 метра, вес – 6 тонн. В галерее на снимках – взгляд на колокол с четырёх сторон.
Мы поднимались к Набатному колоколу по лестнице с северо-запада. Сейчас, я полагаю, этого сделать нельзя из-за восстановления Кремлёвского элеватора. Есть северо-восточный вариант – от Ивановской башни.
Вид со склона на северо-восток на Ивановскую башню.
Вид в противоположную сторону – на юго-запад в сторону Набатного колокола.
От смотровой площадки с Набатным колоколом вверх по склону сооружены лестницы и дорожки, ведущие к смотровой площадке у Северной башни.
Вид на часовню-звонницу сверху.
Вид на остатки тоннеля старого Кремлёвского элеватора с мостка над бывшей трассой фуникулёра. Опять же могу предположить, что из-за стройки здесь поход тоже закрыт. Если ошибаюсь – извините.
Завершаем очередную прогулку в окрестностях Нижнего Посада, в следующей статье переберёмся через Почаинский овраг на соседнюю Ильинскую гору (к западу от Кремлёвского холма).
Начало экскурсий по Нижнему Новгороду – здесь:
Нижний Новгород: взгляд с борта теплохода. Нижний Новгород, часть 1
Первая прогулка по Нижнему – у речного вокзала. Нижний Новгород, часть 2
Строгановская церковь на Рождественской улице. Нижний Новгород, часть 3
На площади Народного Единства. Нижний Новгород, часть 4
Нижний посад, как он выглядит спустя столетия. Нижний Новгород, часть 5
Мой виртуальный круиз вверх по Волге начинается в Самаре, от речного вокзала и дальше по маршруту: Самарская область – Ульяновская область – Республика Татарстан – Чувашская Республика – Республика Марий Эл – Нижегородская область:
Речной вокзал и его причалы. Самара, часть 1
На круизном теплоходе по Волге. Ульяновская область, часть 1
Татарстан: первые круизные впечатления. Республика Татарстан, часть 1
Волго-камский круиз до Елабуги. Начало. Татарстан, часть 20
Козловка: первые километры в круизе по Чувашии, часть 1
Из Чебоксар в Йошкар-Олу на автобусе. Марий Эл, часть 1
По Волге к Макарьевскому монастырю. Нижегородская область, часть 1
Подпишитесь на мой канал – будем путешествовать вместе.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!