В 1960-х в СССР ни у кого не было сомнений в том, что человечество высадится на Луне. Так оно и случилось, но первыми оказались американцы. В ответ на это СССР переключился на программу автоматических аппаратов, сделав её, скажем так, научным ответом на высадку человека на Луну. И задача была крайне сложной.
Луноходы должны были довольно долго работать в условиях глубокого космического вакуума и перепадов температур на лунной поверхности. Но, что самое сложное, они должны были управляться с Земли. С учётом всех неизвестных, предполагалось, что оба аппарата пройдут по лунной поверхности не больше 10 километров.
Отдельный вопрос при создании лунохода — шасси. Более подробно об их разновидностях по ссылке в конце этой заметки. Главное, что у коллектива специалистов, возглавляемого гениальным Александром Кемурджианом, получился уникальный аппарат, который, как минимум, на пол века опередил своё время.
Второй сложнейшей задачей была разработка системы управления аппаратом с расстояния 400 000 километров. Сигнал до Луны шёл 1,3 секунды. В то время не существовало технологий, позволяющих получать телевизионную картинку, поэтому команда, состоящая из двух групп по пять человек и руководителя, ориентировалась по данным приборов и чёрно-белым кадрам, сменяющим друг друга с задержкой от 3 до 20 секунд.
«Луноход-1» вместо трёх лунных дней (1 лунный день = 1 месяц) проработал одиннадцать., передав более 25 000 кадров и 200 панорам. Из-за неудачного стечения обстоятельств «Луноход-2» вышел из строя раньше заложенного срока эксплуатации — радиатор охлаждения занесло лунной пылью, из-за чего упал заряд аккумуляторов, и аппарат «уснул», успев поставить несколько рекордов: по продолжительности активного существования, по массе самодвижущегося аппарата, по пройденному расстоянию, а также по скорости движения и продолжительности активных действий.
В честь 40-летия завершения миссии «Луноход-1», кратеры по пути его движения были названы именами участников экипажей, управлявших луноходами, как первым, так и вторым. Этот маршрут получил наименование «мальчишник».
Кратеры по пути следования «Лунохода-2» получили женские имена — в честь женщин, принимавших участие в обработке данных с луноходов. Этот маршрут назвали «девичником».
1. Колёса, гусеницы и лыжи. Как инженеры разрабатывают планетоходы.
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.