В прошлой статье была рассказана история измены фаворитки Петра I, Анны Монс, после которой она попала в опалу. Ей и её семье повезло больше, чем первой жене царя, Евдокии Лопухиной и её родне. Тем не менее Анна лишилась не только своего выгодного положения, но и недвижимости, и вместе с сестрой оказалась под домашним арестом.
Который был снят в 1706 году. И во многом благодаря новому мужчине в жизни Анны.
Спаситель
Это снова был посланник, на этот раз - прусский. Георг Иоганн фон Кейзерлинг влюбился в бывшую фаворитку царя и очень хлопотал о её освобождении из-под домашнего ареста, чем раздражал не только Петра, но и графа Меншикова, который в 1705 году стал князем.
Ведь Меншиков уже представил Петру Марту Скавронскую, наречённую при крещении в православии Екатериной Алексеевной, царю она приглянулась и стала новой любовницей, а в 1712 году - женой.
Для Меншиков такой расклад был выгоден: Екатерина была его "проектом", она была верна ему, человеку, который сыграл такую важную роль в её жизни, и её близость с царём была князю на руку. А тут бывшая фаворитка опять замаячит на горизонте, и кто его знает, чем это грозит?
Но со временем царь смилостивился, и Анна снова была свободна.
Служба Кейзерлинга при русском дворе была трудной. В 1707 году, например, по вызову царя он из Москвы отправился в Польшу, где пребывал при главной квартире русской армии у города Люблин.
Там случился настоящий скандал! В июле, во время празднования дня святого Петра, у Кейзерлинга произошла размолвка с Меншиковым, в результате которой прусский посланник был избит, причём в этом непотребстве оппоненту помогали его солдаты. Дипломатический представитель уже тогда был фигурой неприкосновенной, и такое поведение было оскорблением не только посланника-дворянина, но и непосредственно его прусского государя.
И тем не менее, Меншикову сошло с рук и это. Было ли дано согласие Петра на эту выходку? Очень может быть. А виноватым в итоге выставили Георга, который письменно признал, что переборщил с горячительными напитками и потому был не сдержан. Это успокоило прусского короля, но ведь нужно было ещё найти и наказать козла отпущения.
Хотя зачем искать? Два гвардейских солдата, участвовавших в драке, были... приговорены к смертной казни, но затем помилованы, вроде бы даже по ходатайству самого Георга.
Что до Анны, то она скорее всего не любила Георга, но была ему благодарна, и в 1711 году вышла за своего освободителя замуж, став женой посланника (весьма выгодное положение). Но браку было не суждено продлиться долго.
Вдова с детьми
В том же году, по дороге в Берлин, Георг Иоганн фон Кейзерлинг умер. Анна осталась вдовой с двумя маленькими детьми от Георга, прижитыми ещё до брака.
Она так и жила в Немецкой слободе, но уже вдали от петровского двора, который переехал в Петербург в 1708 году. Ещё до сорокалетия Анна уже имела серьёзные проблемы со здоровьем.
Но здоровьем её проблемы не ограничивались. Она на протяжении трёх лет вела изматывающую и затратную борьбу за наследство со старшим братом покойного Георга, в том числе за курляндское имение. В 1714 году тяжба завершилась в её пользу.
Радость была недолгой. Ещё в 1712 году у Анны открылась чахотка, и в том же 1714 году, 15 августа, она умерла. Ей было около сорока лет.
Но в последние два года жизни Анна вновь была погружена в дела сердечные.
Как в последний раз
Вдова влюбилась в пленного шведского офицера капитана фон Миллера, который жил в Немецкой слободе. Пленным было предусмотрено содержание, но хватало его только на самое насущное.
Что ж, Анна была готова оплатить любимому и новую одежду, и прочие предметы, необходимые для придания лоска. По иронии судьбы, под конец жизни уже Анна, бывшая фаворитка царя, содержала возлюбленного.
Мотивы Миллера у родных Анны вызывали вопросы. Она к тому времени уже тяжело болела. Была ли взаимность капитана обычным расчётом? В любом случае, свадьба была назначена, но так и не состоялась. Анна до неё не дожила.
Но большую часть своего имущества успела завещать возлюбленному капитану. В основном это были драгоценности, которые дарили ей влюблённые в неё мужчины: Лефорт, Кенигсек, Кейзерлинг, сам царь Пётр I. Всё вместе оценивалось в приличную сумму (почти 6000 рублей). Мать, брат и сестра Анны судились с Миллером, и в итоге выиграли дело.
Вот такой противоречивой была эта женщина, умевшая влюблять расчётливо, равно как и бросаться в любовный омут с головой, рискуя и не скупясь.
А какие эмоции у Вас вызывает Анна Монс?
Спасибо за внимание.
Первая любовь Петра I: как начинались отношения молодого царя и фаворитки Анны Монс.
Фаворитка Анна Монс: царская страсть и царский гнев.
Нелюбимая жена Петра I Евдокия Лопухина: царица, заточённая в монастырь.
Из монахини в великую государыню: история возвращения Евдокии, нелюбимой жены Петра I.
Источники: "История царской немилости. Русские опальные фамилии. Конец XVII - первая половина XVIII века" Андрей Дёмкин.