Группа ученых из Франции, Австралии и Израиля несколько лет активно собирала доказательства того, что в восточном Средиземноморье в период позднего бронзового века и в железном веке (примерно 1200-400сгг. до н.э.) активно процветала торговля с использованием серебряной валюты.
Здравствуйте, друзья!
Еще до того, как люди начали чеканить монеты, на территории южного Леванта (современные Израиль, Иордания и Палестина), а также в городах-государствах на побережье Эгейского моря и материковой Греции, Крите и Кикладских островах существовала активно развитая сеть торговли, в которой валютой было серебро. К такому выводу пришли исследователи, изучавшие древние серебряные артефакты периода 1200-400 гг. до н.э.
Это был инновационный исследовательский проект ученых из разных стран, который возглавила доктор Лизель Джентелли - археолог и экспертом по нумизматике, член Высшей Лионской нормальной школы в Лионе. Группа исследовала довольно большой временной период и добилась определенных результатов.
Об этом доктор Джентелли сообщила на конференции в институте Гольдшмидта, проходившей с 4 по 9 июля 2021 года.
Что же удалось выяснить ученым?
Прежде всего то, что в качестве валюты использовались серебряные слитки всех форм и размеров.
В тот период в изучаемом регионе серебро высоко ценилось, и его использование облегчало торговлю между странами, находившимися на больших расстояниях друг от друга.
Поскольку в Леванте залежей серебра не было, его привозили из других мест: большую часть из шахт, расположенных к северо-востоку от Средиземного моря, и меньшую с Пиренейского полуострова (современные Испания и Португалия).
Ранее предполагалось, что средиземноморская торговля с использованием серебра закончилась в период позднего бронзового века, так как около 1200 г. до н.э. несколько средиземноморских цивилизаций рухнули и начался период экономических и культурных потрясений. Однако, команда Джентелли доказала, что это не так.
"Наши исследования показывают, что обмены между южным Левантом и Эгейским миром никогда не прекращались, - сказала доктор Лизель.- Люди по всему Восточному Средиземноморью оставались связанными. Вполне вероятно, что серебро потекло в Левант в результате торговли или грабежа.”
Изотопный анализ образцов показал удивительные результаты
Чтобы получить более глубокое представление о древней морской торговле, ученые проанализировали 13 коллекций серебряных изделий, извлеченных из различных археологических памятников в районе южного Леванта.
Коллекции состояли из кусочков хаксилбера - hacksilver (хаксилбер) - серебряных слитков, ювелирных изделии и просто серебряного лома (многие предметы были согнуты или сломаны).
Прежде всего нужно было выяснить их меновую стоимость. Для этого все куски взвесили. Затем ученые с помощью изотопного анализа выяснили, откуда родом серебро.
Изотопный анализ позволил найти и пометить мельчайшие следы свинцовой руды в отдельных кусочках серебра. Это означает, что можно точно определить место его происхождения.
Исследователи установили, что хаксилбер, использованный в качестве валюты в южном Леванте, был получен из шахт, расположенных в южной части Эгейского моря, на Балканах, в Сардинии и Испании.
Это были рудники, действовавшие только в железном веке. Значит, серебро могло быть приобретено только после того, как средиземноморская торговля рухнула.
“Мы видим периоды дефицита серебра примерно во время перехода от бронзового к железному веку, около 1300-1100 гг. до н. э.”, - подтвердила Джентелли. - Некоторые клады этого периода показывают серебро с необычно высоким содержанием меди, которое было добавлено, чтобы восполнить недостаток серебра.”
По мнению команды, любой перерыв в поставках серебра был временным. Серебро находилось в широком обращении и обменивалось на товары на протяжении всего железного века. Большая часть серебра поступала на рынок из рудников в отдаленных местах, а это говорит о том, насколько энергичным и активным был валютный рынок Восточного Средиземноморья.
“Это важная новая работа, которая подтверждает наше понимание торговых и обменных путей в Леванте раннего железного века”, - объяснил археолог из Ливерпульского университета доктор Мэтью Понтинг. - Тот факт, что все серебро, найденное в этом регионе, должно было быть импортировано, открывает захватывающие возможности для изучения торговых путей в более общем плане, а также для получения дополнительной информации об использовании и предпочтениях сплавов в этот важный период истории.”
Когда на смену хаксилберам пришли монеты
Примерно в 6-м веке до н.э. в регионе стали появляться монеты. Но о том, кто именно создал первые монеты, ученые пока еще спорят.
Так, греческий историк Геродот утверждал, что первые монеты были отчеканены в царстве Лидии (современная западная Турция). А философ Аристотель писал, что это было в царстве Фригии (современная восточная Турция).
Многие современные нумизматы считают, что первые монеты появились на греческом острове Эгина, расположенном к югу от Афин в Сароническом проливе. Достоверно известно, что персы, после завоевания в 546 году Лидии ( Кир Великий), переняли лидийскую практику чеканки монет одинаковой формы, размера и узора из необработанного металла.
И с этого момента использование монет в регионе распространялось постепенно, но неуклонно.
Уже в 5-м веке до н.э. финикийцы (территории современных Сирии, Ливана и северного Израиля) чеканили свои монеты. За ними последовали карфагеняне (с современной Северной Африке и Испании).
В 326 году до н.э. отчеканили свои первые монеты и римляне, тем самым триумфально объявив о стандартизации монет над другими видами валюты.
В чем важность данного исследования?
Новое исследование доказало, что серебро было прародителем и предшественником современных монет. И сегодня есть серебряные монеты (хотя они и не используются как форма валюты, а в основном коллекционные). А серебро по-прежнему имеет денежную ценность.
Оказывается, изучение торговых денежных отношений прошлого напрямую связано с тем, что происходит сегодня. В этом тоже важность исследования группы ученых из команды Лизель Джентелли.
Верхнее изображение: клад, датируемый серединой XI века до н.э., найденный экспедицией Леона Леви в Ашкелоне.
Фотографии Израильского музея, взяты из открытых источников.