Найти тему

Ас всегда остается асом. Как дважды герой Советского Союза В.А.Зайцев на учебном самолете сумел обхитрить немецких летчиков

«Моторный рёв, нажатие гашетки,
и «мессер», догорающий в «петле»!

Роман Славацкий

Подмосковная земля, родила не одного героя ВОв, сильного, умного, смелого, мужественного, целеустремленного, горячо любящего свою большую Родину!

Сегодня вспомним одного из них, достойного поклонению перед его подвигами, Василия Александровича Зайцева, дважды Героя Советского Союза (05.05.1942 года и 24.08.1943 года) воссоздателя аэроклуба в г.Коломне в послевоенное время.

Василий Александрович Зайцев.                                                                                                                             Фото доработано автором из материалов свободных источников. Яндекс картинки.
Василий Александрович Зайцев. Фото доработано автором из материалов свободных источников. Яндекс картинки.

Это был безупречный летчик, как то особенно бережно  хранимый судьбой.  Ему всегда  везло в бою.

Предыстория

Зайцева В.А. никто никогда не сбивал!

Справка

Летчик совершил 427 боевых вылетов, участвовал в 163 сражениях в небе. Порой несколько раз в день он вел свою группу в бой и всегда был победителем.

За два года,полк под командованием зайцева осуществил 1197 воздушных боев,сбил 729 немецких самолета.

Василий Зайцев дружил с Василием Сталиным.

Родился Зайцев в деревне Семибратское, расположенной в 5 км от г. Коломны.

В шестнадцать остался без родителей. Работал формовщиком на Коломзаводе.

Памятная доска на доме дважды Героя Советского Союза Василия Александровича Зайцева в г. Коломна.                                                                                                                                               Фото автора.
Памятная доска на доме дважды Героя Советского Союза Василия Александровича Зайцева в г. Коломна. Фото автора.

Но стране нужны были военные летчики. Его направляют в Луганскую военную школу пилотов.

Капитан В.А.Зайцев служил в полку в г. Вильно.

Буквально перед началом войны, прошел переподготовку на ЛаГГ-3 и в составе группы полковника Зотова попал на фронт.

О ратных подвигах прославленного летчика в небе Великой Отечественной написано достаточно много и весьма подробно.

А по сему, не буду вслед за другими авторами повторяться.

Напишу лишь про один малоизвестный случай произошедший с Василием Зайцевым в самом конце 1943 года.

Однажды он попал в практически безвыходную ситуацию, но сумел найти из нее единственно правильный выход.

Ведь настоящий воздушный ас - на то он и ас. Он всегда покажет себя первоклассным мастером летного дела.

Ас — мастер воздушного боя, пилот-профессионал, способный выполнять самые невероятные трюки.

Прорванный решительным натиском наших наземных войск, фронт был отодвинут далеко на запад. Необходимо было передвинуть к западу и аэродром истребительного полка, которым командовал Зайцев.

Василию Александровичу необходимо было наметить место для нового аэродрома.

Для выполнения задачи прославленный летчик выбрал "У-2" - по сути маленький учебный самолет.

Свой выбор Василий Зайцев объяснил так

Я выбрал "У-2" потому, что на нем свободно можно сделать посадку и взлет с любой естественной площадки.

Василий Александрович пролетел немалое количество километров, прежде чем определился с местом будущего аэродрома.

Выполнив поставленную командованием задачу, Зайцев уже собрался лететь "домой", как вдруг он заметил два "Мессершмитта".

Скрыться от них не получилось - фашистские стервятники уже заметили его и смело накинулись на беззащитный учебный самолет.

Фотоколлаж автора из материалов свободного источника. Яндекс картинки.
Фотоколлаж автора из материалов свободного источника. Яндекс картинки.

Что оставалось в такой ситуации делать Василию Зайцеву?

Уйти от "Мессеров" было невозможно - разница в скоростях была слишком велика.

Отстреливаться также было нечем. Против пушек и пулеметов врага у него был лишь револьвер.

Оставался лишь один возможный вариант - затруднить хищникам преследование.

Так он и сделал.

Василий снизился и пошел бреющим полетом всего в 4 - 5 метрах от земли, едва не касаясь верхушек деревьев.

Немецкие летчики предвкушали получить легкую и доступную добычу. Сбить советскую "этажерку" для них не составляло труда.

Ввиду это они неторопливо зашли справа и сверху и оба одновременно дали по самолету две внушительные пулеметные очереди.

Ситуация у Зайцев а сложилась не на шутку экстремальная!

Он каждую минуту при малейшей неточности в управлении самолетом мог врезаться в кроны деревьев. Собрав всю волю в кулак,он ни на секунду не спускал глаз со своих преследователей.

Улучил момент, сделал резкий поворот влево и ускользнул от пулеметного града.

Но немцы не отступали и обошли его с другой стороны. Но и на этот раз пилот блестяще уклонился от обстрела.

Атака повторялась одна за другой.

Но ни разу врагам не удалось попасть ни в летчика, ни в сам самолет.

Так проявился талант "выйти из воды сухим" у Василия, летчика - аса!

И тут у фашистов окончательно лопнуло терпение. Они начали снижаться,чтобы наверняка поразить "заколдованный самолет".

И вот они оба уже над головой Василия Александровича Зайцева.

И, произошло то,чего немцы никак не ожидали.

Неустрашимый советский пилот на полной скорости посадил машину на крохотную лужайку среди деревьев. Толчок был настолько силен, что летчика выбросило из разбитой машины и тяжело ударило о землю. Василий Александрович почувствовал резкую боль в левом плече. Рука была сломана.

Впервые в жизни, Василий Александрович Зайцев попал в госпиталь.

Пройдя курс лечения, он снова вернулся в свой полк и продолжил свой славный боевой путь.

Зайцев В.А. никогда не оставлял свою команду – с новичками в бой летал лично, прикрывал и уводил от врага в трудную минуту. На самых ответственных и опасных заданиях группу вел сам.

Памятный бой с тремя девятками Ю-88 состоялся 29 декабря 1941 г.

Примечание

Ю-88, в начале войны часто ходившие без прикрытия, обладали, наряду с высокой, до 500 км/час, скоростью, значительной огневой мощью: 3-4 пулемета МГ-15 или даже двуствольные МГ-81 и 1-2 МГ-131 калибром 13 мм. 12 ЛаГГов, ведомые Зайцевым, сбили в этом бою 11 Ю-88. Сам Зайцев и И. Мещеряков уничтожили тогда по 2 самолета. Методика атак была принята еще на земле: подлет снизу на форсаже, длинная очередь из пулеметов по подфюзеляжной гондоле, выключающая стрелка и с короткой дистанции очередь из пушки по кабине или по одному из моторов.

В сентябре 1942 г. гвардии майор Зайцев был назначен командиром полка, ставшего к тому времени 5-м гиап.

В ноябре 1942 г. полк перевооружается на самолеты Ла-5.

 Фото из материалов свободного источника. Яндекс картинки.
Фото из материалов свободного источника. Яндекс картинки.

Зайцев первым взлетает на новой машине проделывает на ней сложный каскад фигур, четко сажает ее.

В августе 1943 года ас получил второе звание Героя Советского Союза.

Спасибо, всем за прочтение данной статьи до конца.

Надеюсь, эта история Вам понравилась.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

Желаю Всем здоровья, добра и самое главное МИРНОГО неба над головой!

Как всегда, Ваш Алекс Путешественник.