Найти тему
Собеседник на скамейке

На Руси были прямоезжие дороги, но...

В России две беды: дураки и дороги. Насчет первой - вопрос спорный, это как посмотреть, а вот про дороги, думаю, многие согласятся - дороги в России всегда были, мягко выражаясь, не очень! Но это в России, то есть в наше время. А как дела с дорогами обстояли в стародавние времена?

А в стародавние времена, на Руси, дороги тоже были такими, что не позавидуешь, и нашим предкам, в этом отношении, было далеко до римлян, которые в строительстве дорог преуспели.

Такие дороги были у римлян Фото:  https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/941737/pub_605e11aa038b20790c2f16a8_605e11d1d87a7033bca398b1/scale_1200
Такие дороги были у римлян Фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/941737/pub_605e11aa038b20790c2f16a8_605e11d1d87a7033bca398b1/scale_1200

Каковы дороги были в России, в прошлом, можно увидеть на картинах русских художников:

И.И.Левитан "Владимирка", фото:  https://urok.1sept.ru/articles/513129/img3.jpg
И.И.Левитан "Владимирка", фото: https://urok.1sept.ru/articles/513129/img3.jpg
П.О.Ковалевский "Объезд епархии". 1885 г. Государственная Третьяковская галерея
П.О.Ковалевский "Объезд епархии". 1885 г. Государственная Третьяковская галерея
И.М.Прянишников "Возвращение с ярмарки" https://pbs.twimg.com/media/FHJv2plXsAcQIpd.jpg
И.М.Прянишников "Возвращение с ярмарки" https://pbs.twimg.com/media/FHJv2plXsAcQIpd.jpg
В.Д. Фомок "Поздняя осень"  https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/rusenamel/cloned-images/55361/1/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg
В.Д. Фомок "Поздняя осень" https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/rusenamel/cloned-images/55361/1/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg
В.Ю.Жданов "Октябрь в Мариенбурге" (Мариенбург - исторический район в Гатчине) https://img-fotki.yandex.ru/get/9256/86441892.99e/0_11b768_1ec1adc5_orig.jpg
В.Ю.Жданов "Октябрь в Мариенбурге" (Мариенбург - исторический район в Гатчине) https://img-fotki.yandex.ru/get/9256/86441892.99e/0_11b768_1ec1adc5_orig.jpg
М.Кремер "Зимняя дорога"  https://static.auction.ru/offer_images/2018/03/30/12/big/E/EDIeGNRDbaD/kartina_zimnjaja_doroga_loshad_khudozhnik_mark_kremer_rod_1928_pejzazh.jpg
М.Кремер "Зимняя дорога" https://static.auction.ru/offer_images/2018/03/30/12/big/E/EDIeGNRDbaD/kartina_zimnjaja_doroga_loshad_khudozhnik_mark_kremer_rod_1928_pejzazh.jpg

Трудно эти дороги назвать дорогами. По сути, это не дороги, а накатанные колеи от повозок, саней, телег, утрамбованные копытами лошадей и ногами пеших путников.

В Риме строительству дорог уделялось большое внимание, для этого привлекались немалые затраты и труд тысяч рабочих. После падения Римской империи дороги продолжали существовать очень долгое время, и европейцы ими пользовались, да и по сей день кое-где пользуются. А на территории Восточной Европы римляне своих дорог не строили. И в расцвет Древнерусского государства люди больше пользовались речными путями, чем наземными.

И.Мошкин Русский Север https://img-fotki.yandex.ru/get/28982/288862304.47/0_152c6c_e8cf5dc0_orig.jpg
И.Мошкин Русский Север https://img-fotki.yandex.ru/get/28982/288862304.47/0_152c6c_e8cf5dc0_orig.jpg

Первые упоминания о строительстве дорог на Руси появляются в X веке. Об этом можно узнать из Лаврентьевской летописи, где рассказывается, что князь Владимир Святославович призывает народ на строительство дорог: "Требите пути и мостите мосты". И первые дороги строились с помощью деревянных настилов, а также бревен, досок и веток. Мосты тоже были деревянными.

http://www.arhplan.ru/img/articles/211-derevyannyy-most-v-novgorode.jpg
http://www.arhplan.ru/img/articles/211-derevyannyy-most-v-novgorode.jpg
https://tolstayavorona.ru/wp-content/uploads/2020/07/novgorod3-1536x864.jpg
https://tolstayavorona.ru/wp-content/uploads/2020/07/novgorod3-1536x864.jpg

В основном такие дороги были в городе, и на выходах из него. А вот дальше, когда настил из досок резко обрывался, начиналась грунтовка.

Дороги в старину нужны были для сообщения между крупными населенными пунктами, городами, селами. А вот в небольшие селения дорог, фактически, не было. Они возникали путем протаптывания тропинок, и накатывания колесами телег. В иные места, находящиеся в лесных и болотистых районах, дорог и вовсе не было. Пройти можно было лишь по тропинкам, которые частенько запутывали странников и уводили их "не туда".

Дороги также были нужны, чтобы вести торгово-промышленные отношения с соседними государствами и племенами. Некоторые дороги были прямоезжими, так как не требовалось особых усилий и затрат на их прокладывание.

А.П.Рябушкин "Дорога" http://www.art-catalog.ru/data_picture_2020/picture/156/11749.jpg
А.П.Рябушкин "Дорога" http://www.art-catalog.ru/data_picture_2020/picture/156/11749.jpg

Они были не просто прямыми, но и широкими. Но таких дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой: натуральная почтовая повинность (обязанность дать княжескому гонцу коня и корм) в Киевской Руси появилась уже в X веке.

В основном древние дороги Руси, (заметьте, именно Руси, а не всех территорий, которые сейчас находятся во владениях России), делились на два вида: местные "проселки" и великие "гостиницы".

Монгольская империя, в свою очередь, в XIII веке, дойдя до границ русских княжеств, дала толчок в развитии дорожного строительства. Для свободного и быстрого передвижения княжеских дружин нужны были дороги, которые, по крайней мере, были хорошо проходимыми пешими и конными воинами.

http://www.n-jerusalem.ru/data/2018/07/08/1234186247/3_026.jpg
http://www.n-jerusalem.ru/data/2018/07/08/1234186247/3_026.jpg

Первую систему почтовых станций вдоль дорог(ямов) создали, как раз, татаро-монгольские завоеватели. Это делалось для быстрой связи золотоордынцев с окраинами.

В XIV веке, при Иване Калите строят мощенные дороги. Чаще всего их мостили деревом, но были уже и те, что мостились с помощью камней и булыжников. Дорог в это время становится больше, и они уже значительно шире.

В XV веке вдоль крупных трактов имеется собственная почтовая служба. Через каждые 40 - 60 верст находятся ямские станции. Об этом сложено не мало стихов и песен, например, песня "Ямщик, не гони лошадей...", но мне по душе вот эти строки из современного стихотворения "Бесы":

...Еще совсем недавно было тихо
И вот уже метёт, гудит, ревёт
О тех, кто сам разбудит это лихо
На русскую дорогу попадёт.

И всё быстрей, быстрей несутся кони,
От мокрых крупов вверх клубится пар.
Прости, ямщик, я вижу, что ты понял,
Какой ездок опять к тебе попал...

https://stihi.ru/2017/10/13/7172

Н.Е.Сверчков "Метель"  https://www.asu.ru/files/images/editor/2015-12/sverchkov.jpg
Н.Е.Сверчков "Метель" https://www.asu.ru/files/images/editor/2015-12/sverchkov.jpg

С XVI века дороги строят уже по определенным правилам, установленным в "Судебнике" 1589 года. Ширина дороги устанавливается в полторы сажени. В 1643 году в Москве строят большой каменный мост.

И лишь в XVII веке на строительство дорог стали выделяться деньги, была введена регулярная почтовая связь, и на почтовые станции возлагалась обязанность брать дорожную пошлину.

Но несмотря на то, что на дворе уже XXI век, что весь мир имеет асфальтированные дороги, в нашей матушке - Руси - России до сих пор встречается не только это:

https://bryansktoday.ru/uploads/common/a4b6eabc7b267c50_XL.jpg
https://bryansktoday.ru/uploads/common/a4b6eabc7b267c50_XL.jpg

Но и это:

https://a.d-cd.net/df71612s-960.jpg
https://a.d-cd.net/df71612s-960.jpg

При этом и по сей день не в каждую деревню есть асфальт, или "гравийка".

Сейчас часто говорят о древних прямоезжих дорогах Руси и Сибири. Но о каких таких мифических сверхдорогах, построенных, якобы, древней цивилизацией идет речь - я не знаю. По факту ни один исследователь не смог предъявить ни одного фото этого мифического чуда, которое находят со спутниковых снимков. Чаще всего - это просеки в тайге. Прямоезжие дороги были, но они представляли собой широкую прямую дорогу - грунтовку, которая была накатана колесами и протоптана лошадьми. Такие дороги уже вряд ли существуют - природа быстро забирает свое. А секрет "незарастающих"лесных просек хорошо виден здесь:

https://kostroma.today/wp-content/uploads/2022/06/21-22_2.jpg
https://kostroma.today/wp-content/uploads/2022/06/21-22_2.jpg

Но очень хочется верить в то, что русский народ, самый читающий и мечтательный народ в мире, все-таки решит для себя, что в стране нужно строить дороги и поднимать села, восстанавливать собственную промышленность и сельское хозяйство. А сидеть и вспоминать, какими же технологиями обладали прошлые цивилизации, если они на самом деле были до нас, глупо. Для этого и важно знать историю, чтобы некоторые сказочники не внушали нам, что наши предтечи строили сверхдороги, чего мы делать до сих пор, якобы, не научились. Отнюдь, дороги в России строить умеют и могут, но почему-то уделяют этому очень мало средств.

https://somanyhorses.ru/wp-content/images/news/avto-novosti/2021/6/v-rossii-utverdili-novye-trebovaniya-k-chetyrehpolosnym-dorogam/60d0cf4cc098a_5176eaa65d8a3d83ec1d3860b9adbc1c.jpg
https://somanyhorses.ru/wp-content/images/news/avto-novosti/2021/6/v-rossii-utverdili-novye-trebovaniya-k-chetyrehpolosnym-dorogam/60d0cf4cc098a_5176eaa65d8a3d83ec1d3860b9adbc1c.jpg

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь с друзьями в соц. сетях!

Читайте на моем канале:

Всем добра и здоровья!

#история россии

#история дорог

#прямоезжие дороги

#дороги россии