В России две беды: дураки и дороги. Насчет первой - вопрос спорный, это как посмотреть, а вот про дороги, думаю, многие согласятся - дороги в России всегда были, мягко выражаясь, не очень! Но это в России, то есть в наше время. А как дела с дорогами обстояли в стародавние времена?
А в стародавние времена, на Руси, дороги тоже были такими, что не позавидуешь, и нашим предкам, в этом отношении, было далеко до римлян, которые в строительстве дорог преуспели.
Каковы дороги были в России, в прошлом, можно увидеть на картинах русских художников:
Трудно эти дороги назвать дорогами. По сути, это не дороги, а накатанные колеи от повозок, саней, телег, утрамбованные копытами лошадей и ногами пеших путников.
В Риме строительству дорог уделялось большое внимание, для этого привлекались немалые затраты и труд тысяч рабочих. После падения Римской империи дороги продолжали существовать очень долгое время, и европейцы ими пользовались, да и по сей день кое-где пользуются. А на территории Восточной Европы римляне своих дорог не строили. И в расцвет Древнерусского государства люди больше пользовались речными путями, чем наземными.
Первые упоминания о строительстве дорог на Руси появляются в X веке. Об этом можно узнать из Лаврентьевской летописи, где рассказывается, что князь Владимир Святославович призывает народ на строительство дорог: "Требите пути и мостите мосты". И первые дороги строились с помощью деревянных настилов, а также бревен, досок и веток. Мосты тоже были деревянными.
В основном такие дороги были в городе, и на выходах из него. А вот дальше, когда настил из досок резко обрывался, начиналась грунтовка.
Дороги в старину нужны были для сообщения между крупными населенными пунктами, городами, селами. А вот в небольшие селения дорог, фактически, не было. Они возникали путем протаптывания тропинок, и накатывания колесами телег. В иные места, находящиеся в лесных и болотистых районах, дорог и вовсе не было. Пройти можно было лишь по тропинкам, которые частенько запутывали странников и уводили их "не туда".
Дороги также были нужны, чтобы вести торгово-промышленные отношения с соседними государствами и племенами. Некоторые дороги были прямоезжими, так как не требовалось особых усилий и затрат на их прокладывание.
Они были не просто прямыми, но и широкими. Но таких дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой: натуральная почтовая повинность (обязанность дать княжескому гонцу коня и корм) в Киевской Руси появилась уже в X веке.
В основном древние дороги Руси, (заметьте, именно Руси, а не всех территорий, которые сейчас находятся во владениях России), делились на два вида: местные "проселки" и великие "гостиницы".
Монгольская империя, в свою очередь, в XIII веке, дойдя до границ русских княжеств, дала толчок в развитии дорожного строительства. Для свободного и быстрого передвижения княжеских дружин нужны были дороги, которые, по крайней мере, были хорошо проходимыми пешими и конными воинами.
Первую систему почтовых станций вдоль дорог(ямов) создали, как раз, татаро-монгольские завоеватели. Это делалось для быстрой связи золотоордынцев с окраинами.
В XIV веке, при Иване Калите строят мощенные дороги. Чаще всего их мостили деревом, но были уже и те, что мостились с помощью камней и булыжников. Дорог в это время становится больше, и они уже значительно шире.
В XV веке вдоль крупных трактов имеется собственная почтовая служба. Через каждые 40 - 60 верст находятся ямские станции. Об этом сложено не мало стихов и песен, например, песня "Ямщик, не гони лошадей...", но мне по душе вот эти строки из современного стихотворения "Бесы":
...Еще совсем недавно было тихо
И вот уже метёт, гудит, ревёт
О тех, кто сам разбудит это лихо
На русскую дорогу попадёт.
И всё быстрей, быстрей несутся кони,
От мокрых крупов вверх клубится пар.
Прости, ямщик, я вижу, что ты понял,
Какой ездок опять к тебе попал...
https://stihi.ru/2017/10/13/7172
С XVI века дороги строят уже по определенным правилам, установленным в "Судебнике" 1589 года. Ширина дороги устанавливается в полторы сажени. В 1643 году в Москве строят большой каменный мост.
И лишь в XVII веке на строительство дорог стали выделяться деньги, была введена регулярная почтовая связь, и на почтовые станции возлагалась обязанность брать дорожную пошлину.
Но несмотря на то, что на дворе уже XXI век, что весь мир имеет асфальтированные дороги, в нашей матушке - Руси - России до сих пор встречается не только это:
Но и это:
При этом и по сей день не в каждую деревню есть асфальт, или "гравийка".
Сейчас часто говорят о древних прямоезжих дорогах Руси и Сибири. Но о каких таких мифических сверхдорогах, построенных, якобы, древней цивилизацией идет речь - я не знаю. По факту ни один исследователь не смог предъявить ни одного фото этого мифического чуда, которое находят со спутниковых снимков. Чаще всего - это просеки в тайге. Прямоезжие дороги были, но они представляли собой широкую прямую дорогу - грунтовку, которая была накатана колесами и протоптана лошадьми. Такие дороги уже вряд ли существуют - природа быстро забирает свое. А секрет "незарастающих"лесных просек хорошо виден здесь:
Но очень хочется верить в то, что русский народ, самый читающий и мечтательный народ в мире, все-таки решит для себя, что в стране нужно строить дороги и поднимать села, восстанавливать собственную промышленность и сельское хозяйство. А сидеть и вспоминать, какими же технологиями обладали прошлые цивилизации, если они на самом деле были до нас, глупо. Для этого и важно знать историю, чтобы некоторые сказочники не внушали нам, что наши предтечи строили сверхдороги, чего мы делать до сих пор, якобы, не научились. Отнюдь, дороги в России строить умеют и могут, но почему-то уделяют этому очень мало средств.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь с друзьями в соц. сетях!
Читайте на моем канале:
Всем добра и здоровья!
#история россии
#история дорог
#прямоезжие дороги
#дороги россии