В авиацию Михаилу Одинцову удалось попасть из «обувщиков». По происхождению он был из крестьян. Однако, угроза раскулачивания вынудила семейство избавиться от небольшого хозяйства и перебраться в Свердловск.
Там Михаил окончил 7-летнюю школу. Потом был год учебы в строительном техникуме. Михаил не мог продолжать обучение, поскольку ему не полагалась стипендия, а сидеть на шее родителей не хотелось парню.
В течение следующего года Одинцов трудился на «Уралобуви». Он был одним из передовиков. Молодые люди в ту пору грезили авиацией. Государство всячески поддерживало энтузиазм подрастающего поколения.
В разных городах появлялись аэроклубы. Был такой и в Свердловске. В 16 лет Михаил решил стать летчиком. Его приняли в аэроклуб, несмотря на возраст.
С первых занятий стало понятно, у Одинцова явный талант. Михаилу удалось с отличием завершить обучение. Он сделал это намного раньше установленного срока.
В 17-летнем возрасте Одинцов стал красноармейцем и продолжил обучение в школе военных летчиков в Перми. Потом была учеба в Энгельсе.
Весной 1940 года Михаил оказался в 62-м разведывательном авиаполку. Он сел за штурвал СБ. Правда, Одинцову не пришлось долго летать на этом скоростном бомбардировщике.
Осенью того же года он стал пилотом 226-го полка бомбардировщиков ближнего действия. Пришлось оперативно осваивать Су-2, управление которым ощутимо отличалось от СБ.
В июле 1941 года Михаил получил серьезные ранения. Он провел в госпитале 7 месяцев. Медицинская комиссия признала Одинцова непригодным к полетам. Шла речь об окончательном увольнении из авиации.
Одинцов покинул госпиталь. Он рискнул вернуться в полк, не имея предписания и документа, свидетельствующего о выписке. Михаил хорошо понимал, чем чреваты такие действия.
Однако, он не мог даже мысли допустить об уходе из авиации, когда его боевые товарищи сражаются с врагом.
Командир полка вначале пришел в ярость, увидев перебинтованного офицера, к тому же самовольно покинувшего госпиталь. Полк в ту пору нес огромные потери.
Катастрофически не хватало пилотов. Командир рискнул допустить Одинцова к полетам.
С весны 1942 года Михаил оказался в штурмовой авиации. Он не смог полностью восстановиться, приходилось регулярно перебинтовывать раненую руку.
Одинцов сел в кабину Ил-2. Именно на этом самолете он летал до самой Победы. Одинцову удалось сбить около полутора десятка вражеских самолетов.
Нереально подсчитать, сколько стараниями Михаила было уничтожено вражеской боевой техники и живой силы противника. Всего Одинцов совершил свыше 200 боевых вылетов.
Победу Одинцов праздновал в звании гвардии майора. Заслуги летчика дважды отмечены Звездой Героя СССР, другими государственными наградами.
После окончания войны Одинцов остался в военной авиации. Он вышел на пенсию в звании генерал-полковника. Легендарного летчика не стало в 2011 году. Он ушел в вечность в 91-летнем возрасте.
В нынешней российской авиации есть столь достойные люди? Делитесь своим мнением в комментариях.