Найти тему
Молодость в сапогах

Воздушные бои апреля 1943 года по немецким картам.

Стандартно эти события в исторической литературе описываются примерно так:

" 15 апреля 1943 года над Кубанью началось невиданное по размаху и ожесточённости воздушное сражение советской и германской авиации за стратегическое господство в воздухе. "

В этих боях, согласно отечественным источникам, особо хорошо проявили себя истребительные полки на Аэрокобрах. Мы еще рассмотрим этот период по документам советским, но пока обратимся к немецким источникам. Как обычно, на нашем канале не цитируются мемуары и чужие монографии. Мы предлагаем вниманию читателей ПЕРВОИСТОЧНИКИ. В данном случае - карты воздушной обстановки. Разумеется, относиться к указанным в них сведениям надо с осторожностью, особо в части количества сбитых самолетов противника. Однако, общая динамика событий, интенсивность боевой работы, направления ударов и пр. важные аспекты по приведенным ниже картам прослеживаются весьма полно.

Обстановка на 14 апреля 1943 года. 759 боевых вылетов Люфтваффе, 2 самолета потеряно.  Зафиксировано 624 пролета авиации противника (т.е. нашей) и сбито по немецким данным 16 советских самолетов. Темно-красные стрелки - дневные действия советской авиации, светло-красные - ночные с 14 на 15 апреля.
Обстановка на 14 апреля 1943 года. 759 боевых вылетов Люфтваффе, 2 самолета потеряно. Зафиксировано 624 пролета авиации противника (т.е. нашей) и сбито по немецким данным 16 советских самолетов. Темно-красные стрелки - дневные действия советской авиации, светло-красные - ночные с 14 на 15 апреля.
Фрагмент той же карты за 14 апреля. Обратите внимание на подпись "Nacht: 60 Durchflüge ins Reich". Т.е. 60 пролетов советской авиации на территорию Рейха в ночное время - видимо, удары дальних бомбардировщиков.
Фрагмент той же карты за 14 апреля. Обратите внимание на подпись "Nacht: 60 Durchflüge ins Reich". Т.е. 60 пролетов советской авиации на территорию Рейха в ночное время - видимо, удары дальних бомбардировщиков.
В левой части карты виден район по которому наносились удары советской ДБА - обведен красным пунктиром.
В левой части карты виден район по которому наносились удары советской ДБА - обведен красным пунктиром.

В основном немецкая авиация действует на центральном участке советско-германского фронта и южнее Белгорода.

4-й Воздушный флот Люфтваффе отчитался о двух сбитых советских самолетах, совершил 180 дневных и 154 ночных боевых вылетов. Обратите внимание на обозначения ударов из Крыма - их немного (39 дневных вылетов и 11 ночных), можно сказать, авиация тут особой активности не проявляет.
4-й Воздушный флот Люфтваффе отчитался о двух сбитых советских самолетах, совершил 180 дневных и 154 ночных боевых вылетов. Обратите внимание на обозначения ударов из Крыма - их немного (39 дневных вылетов и 11 ночных), можно сказать, авиация тут особой активности не проявляет.
На северном участке фронта и вовсе затишье в плане действий ВВС - финская авиация то ли бездействует, то ли не сообщает сведения, советская совершила 7 вылетов днем, немецкая - 47 днем.
На северном участке фронта и вовсе затишье в плане действий ВВС - финская авиация то ли бездействует, то ли не сообщает сведения, советская совершила 7 вылетов днем, немецкая - 47 днем.

Все разительно меняется буквально на следующий день. Активность немецкой авиации возрастает в разы. Число сбитых наших самолетов в немецких отчетах стандартно завышается, но общие пропорции отследить можно - более чем в два раза возросло количество боевых вылетов немецких самолетов, а наших, наоборот, уменьшилось.

-7

Причем основная активность Люфтваффе наблюдается в районе Кубанского плацдарма. 932 боевых вылета днем совершили бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики и специальные противотанковые штурмовики (Panzerjäger) с территории Крымского п-ва, пытаясь остановить наступающие советские войска. Подписи под числом "932" у толстой синей стрелки на фрагменте ниже как раз уточняют типы самолетов.

-8

Немецкое командование придавало большое значение Кубанскому плацдарму для предполагаемого нового наступления. Опираясь на естественные препятствия ( высоты и плавни рек Кубань, Адагум и Вторая), противник создал тут мощную оборонительную линию, называемую в исторической литературе "Голубая линия" или "Gotenkopf" (голова гота). Советское командование планировало уничтожить этот плацдарм до начала летней кампании, чтобы высвободить необходимые силы и занять более выигрышное положение.

Численное превосходство наступающих советских войск противник пытался компенсировать действиями своей авиации, что мы и наблюдаем на карте. Зелеными стрелками показаны ночные удары по коммуникациям советских войск. На увеличенном фрагменте хорошо виден Кубанский плацдарм и позиции в районе станицы Крымской.

932 - число боевых вылетов. Под ним подпись - типы самолетов: Kampf (средние бомбардировщики), Stuka (пикирующие бомбардировщики), Schlacht (штурмовики), Panzerjäger (противотанковые штурмовики - специальные версии Ju87 и Hs129)
932 - число боевых вылетов. Под ним подпись - типы самолетов: Kampf (средние бомбардировщики), Stuka (пикирующие бомбардировщики), Schlacht (штурмовики), Panzerjäger (противотанковые штурмовики - специальные версии Ju87 и Hs129)
Ju87G - противотанковая модификация пикирующего бомбардировщика.
Ju87G - противотанковая модификация пикирующего бомбардировщика.

Для советского командования стало ясно, что без завоевания локального господства в воздухе штурм Кубанского плацдарма будет невозможен. Дальнейшее широко и многократно описано в мемуарах и военно-исторической литературе - см. общее описание в статье Википедии "Воздушные сражения на Кубани", например. Так что мы не будем повторять известные читателям истины и сосредоточимся на документах - в данном случае на картах.

Ниже фрагмент той же карты с "жирной синей стрелкой", но показывающий активность Люфтваффе на центральном участке советско-германского фронта - 108 вылетов днем против 932 по советским войскам, атакующим Кубанский плацдарм.

-11

Легко понять, что неудачи советских войск в боях на Кубани в первой половине апреля во многом связаны именно с таким активным применением противником авиации. По картам за период с 15 по 19 апреля видно, что немецкому воздушному наступлению противопоставить особо пока нечего и активность советской авиации минимальна (см. ниже).

Шапка карты за 18 апреля. 1511 боевых вылетов Люфтваффе против "около 170" советских.  Немецкие потери - 3 самолета. Заявлено о 18 сбитых советских + еще два сбиты наземными войсками.
Шапка карты за 18 апреля. 1511 боевых вылетов Люфтваффе против "около 170" советских. Немецкие потери - 3 самолета. Заявлено о 18 сбитых советских + еще два сбиты наземными войсками.
Из 1369 дневных боевых вылетов 4-го Воздушного флота 986 в район Кубанского плацдарма - бомбардировщики, штурмовики, пикирующие бомбардировщики, противотанковые штурмовики. 52 ночных боевых вылета бомбардировщиков - удары по линиям снабжения и портам. В ответ (красные стрелки) советская авиация пытается наносить ночные бомбовые удары по аэродромам в Крыму и дневные - по переднему краю немецкой обороны, но пока счет явно не в нашу пользу.
Из 1369 дневных боевых вылетов 4-го Воздушного флота 986 в район Кубанского плацдарма - бомбардировщики, штурмовики, пикирующие бомбардировщики, противотанковые штурмовики. 52 ночных боевых вылета бомбардировщиков - удары по линиям снабжения и портам. В ответ (красные стрелки) советская авиация пытается наносить ночные бомбовые удары по аэродромам в Крыму и дневные - по переднему краю немецкой обороны, но пока счет явно не в нашу пользу.

Продолжение следует.

Ссылки на оцифровку оригиналов карт: