Стандартно эти события в исторической литературе описываются примерно так:
" 15 апреля 1943 года над Кубанью началось невиданное по размаху и ожесточённости воздушное сражение советской и германской авиации за стратегическое господство в воздухе. "
В этих боях, согласно отечественным источникам, особо хорошо проявили себя истребительные полки на Аэрокобрах. Мы еще рассмотрим этот период по документам советским, но пока обратимся к немецким источникам. Как обычно, на нашем канале не цитируются мемуары и чужие монографии. Мы предлагаем вниманию читателей ПЕРВОИСТОЧНИКИ. В данном случае - карты воздушной обстановки. Разумеется, относиться к указанным в них сведениям надо с осторожностью, особо в части количества сбитых самолетов противника. Однако, общая динамика событий, интенсивность боевой работы, направления ударов и пр. важные аспекты по приведенным ниже картам прослеживаются весьма полно.
В основном немецкая авиация действует на центральном участке советско-германского фронта и южнее Белгорода.
Все разительно меняется буквально на следующий день. Активность немецкой авиации возрастает в разы. Число сбитых наших самолетов в немецких отчетах стандартно завышается, но общие пропорции отследить можно - более чем в два раза возросло количество боевых вылетов немецких самолетов, а наших, наоборот, уменьшилось.
Причем основная активность Люфтваффе наблюдается в районе Кубанского плацдарма. 932 боевых вылета днем совершили бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики и специальные противотанковые штурмовики (Panzerjäger) с территории Крымского п-ва, пытаясь остановить наступающие советские войска. Подписи под числом "932" у толстой синей стрелки на фрагменте ниже как раз уточняют типы самолетов.
Немецкое командование придавало большое значение Кубанскому плацдарму для предполагаемого нового наступления. Опираясь на естественные препятствия ( высоты и плавни рек Кубань, Адагум и Вторая), противник создал тут мощную оборонительную линию, называемую в исторической литературе "Голубая линия" или "Gotenkopf" (голова гота). Советское командование планировало уничтожить этот плацдарм до начала летней кампании, чтобы высвободить необходимые силы и занять более выигрышное положение.
Численное превосходство наступающих советских войск противник пытался компенсировать действиями своей авиации, что мы и наблюдаем на карте. Зелеными стрелками показаны ночные удары по коммуникациям советских войск. На увеличенном фрагменте хорошо виден Кубанский плацдарм и позиции в районе станицы Крымской.
Для советского командования стало ясно, что без завоевания локального господства в воздухе штурм Кубанского плацдарма будет невозможен. Дальнейшее широко и многократно описано в мемуарах и военно-исторической литературе - см. общее описание в статье Википедии "Воздушные сражения на Кубани", например. Так что мы не будем повторять известные читателям истины и сосредоточимся на документах - в данном случае на картах.
Ниже фрагмент той же карты с "жирной синей стрелкой", но показывающий активность Люфтваффе на центральном участке советско-германского фронта - 108 вылетов днем против 932 по советским войскам, атакующим Кубанский плацдарм.
Легко понять, что неудачи советских войск в боях на Кубани в первой половине апреля во многом связаны именно с таким активным применением противником авиации. По картам за период с 15 по 19 апреля видно, что немецкому воздушному наступлению противопоставить особо пока нечего и активность советской авиации минимальна (см. ниже).
Продолжение следует.
Ссылки на оцифровку оригиналов карт: