Очень часто современные археологи, изучая архивы, возвращаются на места старых открытий, чтобы изучить, реставрировать и сохранить давно известное с помощью новых технологий.
В XXI веке в кипрской деревне Акаки, расположенной в 30 км от Никосии, археологи занялись раскопками мозаики. Сама мозаика уже была известна в науке аж с 1938 года, когда её фрагмент случайно открыл местный крестьянин. Однако тогда не хватило ни средств, ни желания продолжать раскопки, поэтому мозаика была засыпана.
Предполагается, что мозаичный пол принадлежал римской вилле, и тут, кстати, кроется, первый сюрприз находки - большинство поселений (и не только римских) на Кипре расположены вблизи побережья. А это владение хозяин почему-то решил построить вдали от моря.
В 2013 году к раскопкам в этом месте решено было вернуться. Помимо мозаичного пола, здесь интересна цистерна для воды (14 х 10 метров) с подземными трубами и остатки какого-то сооружения (кажется, из трех помещений).
Мозаика огромна. На момент знакомства журналистов с работой археологов она была открыта только часть пола длиной 26 метров и шириной 4 метра.
Более того, мозаика в своем роде уникальна. На ней представлен редкий сюжет: несколько квадриг (колесниц с упряжкой из четверки лошадей), управляемые возницами (лат. auriga/agitator), имена которых (а, может, еще и лошадей?) подписаны на греческом языке, соревнуются в гонке на ипподроме (или в цирке).
Из сотен римских мозаичных полов, открытых по всему миру, менее 10 изображают гонки на колесницах в таких подробностях. На Кипре вообще ничего похожего не найдено. Кстати, на Кипре не обнаружены ни римские ипподромы, ни цирки, но есть один стадион - в Курионе.
И тут вновь подарок для археологов. Во-первых, на двух полосах мозаики колесницы несутся в противоположных направлениях. И что совершенно ожидаемо для реальных состязаний – порядок их разный. Во-вторых, мозаика чрезвычайно реалистична, поскольку содержит изображения элементов конструкции древнеримского ипподрома.
В верхней части мозаики мы видим разделительный барьер ипподрома, который назывался spina. Он украшен колоннами. На трех из них установлены фигуры дельфинов, из которых течет вода. Слева от спИны установлена meta - поворотный столб. Рядом с метой стоит человек. Зачем, не очень понятно. Вернее, предположительно для отмашки пройденных кругов. Но вот в руках у него, кажется, сосуд с водой. Непонятно, для чего. На правой части спИны, похоже, счетчик пройденных кругов. На мозаике, выходит, изображен пятый круг.
Имена - тоже весьма интересный факт. А вдруг они реальны? Есть ли в письменных источниках упоминания об известных участниках гонок на колесницах того времени? Загадка, требующая обращения к историческим документам, эпиграфическим памятникам и так далее. Ведь победители таких состязаний - как возничие, так и лошади - были на слуху у народа. Несомненно, владельцы упряжек были также популярны. На ум приходит роман "Бен-Гур" Уоллеса.
Что еще есть на мозаике? Два не участвующих в гонках персонажа - мужчина на коне и мужчина пеший с кнутом в левой руке. Каковы их обязанности во время гонок? Неясно, но это явно обслуживающий персонал.
По периметру мозаика украшена богатым геометрическим орнаментом.
Чуть далее, наверное, по окончании картины с гонками на колесницах, мозаичный пол продолжается медальоном из девяти портретов, каждый из которых также обрамлен двумя переплетающимися между собой полосами геометрического узора (в архитектуре ренессанса его называют гильошем). Предположительно, на портретах изображены девять муз, на что указывают атрибуты в их руках.
Отнесли (по каким признакам, не указано) мозаику к первой половине IV века нашей эры. В дальнейшем предполагается некоторая музеефикация мозаики. Запланировано строительство временного павильона и, возможно, мозаику в будущем откроют для туристов. Но, может, и передумают.
А пока никакой новой информации у нас нет, просто оцените красоту и качество мозаичного пола, которому больше полутора тысяч лет. Как здорово, что он сохранился!
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.