Давно интересуюсь проблемой личной эффективности руководителя. Часто вспоминаю, как в молодости судьба свела меня с одним удивительным человеком, которого считаю своим учителем — он мог бы стать образцом для подражания сегодняшним начальникам.
Четкость решений и ясность планов
Он четко понимал, что результат работы предприятия зависит от того, какое управленческое решение будет принято. Чувствовалась его твердая убежденность в том, что необдуманные решения и расплывчатые планы создают нездоровую обстановку в трудовом коллективе, расхолаживают работников.
Поэтому действия были тщательно продуманы и определены средства, с помощью которых фирма достигнет желаемого результата.
Он умел логично, ясно и последовательно донести до сотрудников суть того, что им следует сделать. Потому что сам понимал, к какому результату стремится и как этого достичь.
Острое чувство справедливости, сочувствие и понимание
Уважительное отношение к руководству было вызвано, в частности, способностью начальника сопереживать людям, сочувствовать в сложных ситуациях. Его отличало обостренное чувство справедливости.
Понимал, что людям свойственно оценивать себя и других, а ощущение, что начальство не ценит приводит к неудовлетворенности работой и конфликтам.
Этого руководитель допустить не мог — он всегда находил повод и возможность отметить даже незначительные достижения членов коллектива.
Совершенное владение предметом и ситуацией
Наш топ-менеджер мог организовать работу фирмы так, чтобы были задействованы все ее активы. Имею в виду не только финансы и производственную базу. К активам я отношу и сотрудников, к подбору которых он относился крайне внимательно.
Разбираясь в особенностях производства изнутри, он мог объяснить не только что и как делать, но и почему именно так следует поступить.
Эта способность свидетельствовала о профессиональной грамотности, знании принципов процесса и особенностей предмета обсуждения.
Готовность взять всю ответственность на себя
Принимая инициативу на себя, приходится делать выбор и искать решения, от которых зависит результат.
Наш начальник в сложных ситуациях сам организовывал процесс, реально оценивая трудные обстоятельства и способности людей. Он всегда остро чувствовал свою зону ответственности: принимал решения, находил возможности и не боялся доверять подчиненным.
Самоконтроль
Человека, которого я знал, отличал профессионализм, умение квалифицированно решать производственные задачи. При этом он постоянно осуществлял внутренний контроль своих действий и умел их корректировать, стараясь избегать нерационального использования собственных ресурсов.
Согласны ли вы, что у такого начальника есть чему поучиться? Поделитесь своим мнением о том, какими качествами должен обладать руководитель.