Найти тему

Формула-1: жёсткая, но чистая борьба - уже не вернётся?

Оглавление

Можно ли доверить пилотам сражение "колесо в колесо", смягчив штрафы? Или тогда на трассах воцарится анархия? После Австрии тема стала как никогда, популярна.

"Поворот не вынесет двоих, Чеко". Ландо Норрис и Серхио Перес, фото взято из открытых источников
"Поворот не вынесет двоих, Чеко". Ландо Норрис и Серхио Перес, фото взято из открытых источников

5 секундами штрафа для Норриса недовольны, кажется, все. Даже лицо, полностью заинтересованное в осаживании юного да дерзкого - шеф Переса Хорнер, и тот уверяет: ну не за что было тормозить британца. Что уж говорить о Заке Брауне из Mclaren: тот и вовсе заявляет, что такие наказания отобьют у гонщиков охоту сражаться: разве можно биться, если чуть что уже пора прижиматься к обочине и пропускать, как под синими флагами? Вот, дескать, в прошлые годы...

Другие пилоты тоже хотят борьбы, да и зрители их поддерживают, тут же вспоминая золотые времена ушедших десятилетий: да дайте же ребятам пободаться!

Вот тут-то и возникает вопрос: пободаться - или пообгоняться?

Те, кто с ностальгией вспоминает жаркие схватки 90-х и начала нулевых, порой упускают из вида один момент: неписаные правила, по которым велись эти сражения. Скажем, знаменитый тройной обгон в Бельгии, когда Мика Хаккинена воспользовался двойным слип-стримом от Михаэля Шумахера и Рикардо Зонты и обошёл немца, вырвав победу в гран-при за четыре круга до конца гонки.

"Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!"

Видео начинается за круг до обгона, и это здорово: мы видим защиту Шумахером позиции без кругового впереди, на чистой трассе. Мика догонял Михаэля стремительно, но тот выждал, грамотно расположил болид на трассе и не оставил финну места проскользнуть справа. При этом действовал крайне аккуратно, без резких манёвров. Кругом спустя Мика был столь же вежлив: после обгона не бросился, сломя голову, налево хлопать калиткой, а, чуть сместившись и вынудив соперника тоже податься левее, спокойно вошёл в поворот, оставив слева, на внешней траектории, уйму места. Хотя ведь мог, наверное, "подстраховаться" и оттормозить немца по полной - Зонта мешать бы не стал.

Можно вспомнить и другие поединки той эпохи: их можно было назвать именно дуэлями. Пилотам хватало тех самых неписаных правил, об утере которых так сокрушаются в наши дни.

Проще говоря, хватало уважения друг к другу и понимания, что смерть (или увечья) всегда летит невидимкой сразу за задним антикрылом.

Борьба на трассе? Сколько угодно! Но - не драка. А потому в те годы не очень-то и требовалось показывать пилотам дубинку в виде штрафа, чтобы заставить их помнить о гоночных приличиях.

И вот теперь нам говорят: дайте бороться свободнее! Ведь вы же хотели жёсткой борьбы, так разрешите её!

Верно, хотели - и хотим. Но вот перед нами инцидент "Норрис - Перес". Ландо действовал жёстко? Не вопрос, так и было. Ландо защитил позицию? Да, конечно же. Ландо действовал чисто? Увы, нет.

Кто-то скажет: а оставь он Чеко место, тот бы проехал вперёд. Да, скорее всего. Но это хорошо, что мексиканец сохранил контроль над машиной на гравии, а если бы нет? Последствия могли бы быть самыми разными. Однако в головах у современных гонщиков сидит: болиды стали супербезопасными, ничего не случится.

Стоп-кадр из м/ф "Вовка в тридевятом царстве"
Стоп-кадр из м/ф "Вовка в тридевятом царстве"

Хорошо, конечно, что новейшие технологии берегут жизнь и здоровье пилотов. Плохо, что они сами, похоже, всё меньше заботятся друг о друге, переложив всё на болиды.

Оставь судьи поступок Ландо без внимания, и мы бы остаток гонки видели варианты "защиты Норриса" по всей трассе, а в том повороте особенно. Собственно, и под угрозой штрафов Перес пошёл тем же путём. Ведь, помимо всего прочего, куда проще выдавить соперника с трассы, заставить его потерять время и испортить резину, чем эффективно защищаться с уважением к оппоненту. Но потому-то я и называю схватки прошлого дуэлями, а нынешние - могу назвать так куда реже, чем хотелось бы.

И вот что важно: гоночные шефы считают действия Ландо, а после и Переса, нормальными. Даже поощряют их в какой-то мере, прикрываясь словами о жёсткой борьбе.

"Знаете, нам с Кристианом в детстве очень нравились гонки на выживание..." Зак Браун и Кристиан Хорнер, фото взято из открытых источников
"Знаете, нам с Кристианом в детстве очень нравились гонки на выживание..." Зак Браун и Кристиан Хорнер, фото взято из открытых источников

Такой ли жёсткой борьбы мы хотим? А может, наоборот, борьба и вовсе прекратится? Кому захочется лезть на обгон зная, что его в лёгкую могут отправить гулять по гравию, а соперник при этом просто уедет вперёд?

Тут сразу вспоминаются перемены, поджидающие нас в следующем году. Вот будет ирония судьбы, если команды построят болиды, позволяющие догонять и обгонять проще, чем нынешние - а пилоты примутся ездить паровозиком. Такое вполне может быть, отмени Ф1 штрафы за "Защиту Норриса".

И последнее.

Просто с точки зрения красоты гонок, с точки зрения накала борьбы, с точки зрения гоночного искусства я хочу видеть жёсткую, но чистую борьбу на трассе.

Вот только в Ф1, похоже, осталось слишком мало тех, кто помнит и ценит такой взгляд на гонки. Или я спешу с выводами, как думаете?

Друзья, спасибо, что дочитали! Ставьте "нравится", комментируйте, подписывайтесь - дальше тоже будет интересно! Хорошего вам дня!

#формула-1 #спорт #авто #борьба #штраф #мнение #Мика хаккинен #михаэль шумахер #джентльмены #гонка