Найти в Дзене
Психология

Нейробиология: как начать бегать даже ленивым?

Оглавление

Пол Маклин, нейрофизиолог и врач, впервые описал в «Эволюция триединого мозга» работу и эволюцию трёх ключевых структур мозга, отвечающих за наши эмоции и эмоциональные реакции. Он говорил:

"Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей, две из которых не вооружены речью". (Пол Маклин)

Далее в статье попробуем разобраться подробнее, что же это за "трое из ларца".

Изображение найдено в гугл поиске
Изображение найдено в гугл поиске

Мозг рептилий (100 млн лет)

Древнейшая часть мозга впервые появилась у рептилий и отвечает за базовые потребности выживание, размножение, питание, дыхание, сон, кровообращение, мышечное напряжение, защита и захват территории, реакцию "бей или беги", условные и безусловные рефлексы (например, мгновенно убрать руку от раскалённой сковороды).

Когда нам угрожает опасность, он подавляет остальные побуждения. Эта же часть мозга отвечает за признание иерархии, основанной на силе и следование привычным паттернам. Например, отработать до автоматизма приёмы карате невозможно без работы этой древней структуры.

"Эмоциональный мозг" (50 млн лет)

Лимбическая система появилась у млекопитающих и развилась у более социальных представителей. Она отвечает за эмоциональные подсказки жизни в стае. Подавляющая часть всего, что мы чувствуем, это плоды лимбической системы. Д. Гоулман (и не только он) пишет о том, что именно эта система способствовала развитию памяти и обучению.

Она же жёстко требует оставаться в “зоне комфорта”, чтобы ничего не менялось, и исполнения желаний как можно быстрее. Она не любит, когда ей отказывают или просят подождать (вспомните эксперимент с 1 зефиркой сейчас или 2 позже). Именно она повинна в том, что так трудно начать бегать каждое утро.

Когда диван кричит громче всех – это голос лимбической системы, не желающей ничего менять.
Когда диван кричит громче всех – это голос лимбической системы, не желающей ничего менять.

Либическая система и рептильный мозг работают в связке уже 50 млн лет. Они подавляют рациональное, когда наши ресурсы на исходе: критическая депривация сна, долгосрочный постоянный стресс, физические или глубокие психологические травмы, угроза жизни физическая или социальная. Если организм оказывается на грани существования, включается эта подсознательная часть мозга, работающая в режиме черно-белое (“всё или ничего”).

Именно поэтому человек на нервах может выдать крайне неадекватную реакцию на пустяк вроде опечатки. Любая мелочь воспринимается как угроза жизни просто потому что другой реакции этот мозг не знает, а сознанию не хватает ресурса вмешаться.

Кора головного мозга (1,5 - 2 млн лет)

Это то, что мы считаем нашим "я", нашим сознанием. Это способность мыслить абстрактно, создавать в воображении ситуации, мыслить логически и креативно, планировать и самое главное – самосознание. В основном все эти функции выполняет лобная часть неокортекса. Она же может взаимодействовать с лимбической системой и останавливать её импульсы через самосознание.

Сделать это возможно посредством нескольких способов (разберём на примере бега по утрам):

  • Воля. Непосредственное волевое усилие. Не хочется бегать, а человек всё равно бежит;
Картинка взята из гугл поиска.
Картинка взята из гугл поиска.
  • Привычка. Преодолевая сопротивление, оно через некоторое время ослабевает. Бег по утрам входит в привычку, становится частью зоны комфорта. Теперь уже некомфортно не бегать;
  • Маленькие шаги. Если ставить перед собой маленькую цель, а за ней еще одну маленькую, то лимбическая система не заметит "подвоха" и не возмутится новизне;
  • Тренировка. Постепенно развивать выдержку, как описано в “Выдержка в эмоциональном интеллекте” или показано в короткой лекции;
  • Отношение. Изменить восприятие, чтобы из чего-то нового и чуждого бег превратилось в условно жизненно необходимое, без чего невозможно получить то, что так желает лимбическая система;
  • Воодушевление. Можно “поставить” эмоциональную часть себя на службу неокортекса. Так происходит, когда человек воодушевлён чем-то и буквально дышит бегом, получая от него удовольствие;
  • Приручить. Поскольку лимбическая система активна в обучении и памяти (мы хорошо помним то, что окрашено в сильные эмоции), именно она может помочь в обучении новому, если хорошо настроить механизм поощрения.

На этом всё. Если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы (кнопка вверху). Спасибо!