Тростевые, перчаточные, планшетные куклы и даже марионетки… Их в Петербургском большом театре кукол за 90 лет собралась богатая коллекция.
Есть в Большом театре кукол волшебная музейная комната, в которой живут больше 1000 кукол. Все они в разные времена выступали на сцене театра. Каждая кукла уникальная, имеет свою историю и секрет происхождения.
Например, глаза куклы Наины (1936 года рождения) из спектакля «Руслан и Людмила» сделаны из драгоценных камней, которые при свете софитов сверкают особенно волшебно.
Грустная Золушка (1963 года) хранит память о своей создательнице художнике-скульпторе Валентине Ховралевой, которая воплощала своих работах детские рисунки.
«Раньше кукол делали ювелирно, была важная каждая мелочь, - говорит актриса Петербургского Большого театра кукол, заслуженная артистка России Татьяна Евгеньевна Баркова. - Каждая кукла – была настоящим изобретением. В процессе ее создания принимала участие команда: и режиссер, и художник, и артист. Механика продумывалась с учетом того, чтобы было удобно конкретному артисту. Сегодня, в большинстве случаев, артист знакомится с уже готовой куклой. А поскольку, с недавних пор преемственность в среде кукольных мастеров по ряду причин была нарушена, современным молодым бутафорам приходится начинать с нуля. В результате, сейчас появилось много неопытных мастеров, которые создают топерных кукол, негибких, неудобных».
Штатных сотрудников мастерских по производству кукол в БТК можно пересчитать по пальцам одной руки. Зачастую для создания кукол пригашают внештатных мастеров, которые работают на заказ.
При этом алгоритм рождения кукол такой же, как и много лет назад.
Создают кукол в столярном и бутафорском цехах, используя дерево, бумагу, подручных материалов. Из современных материалов сегодня активно используют пеноплэкс, которому можно легко предавать любые формы. В отличие от пенопласта он не плавится.
Сначала появляется эскиз будущей куклы. Художник лепит из пластилина голову, разрезает ее на две части и заливает гипсом. После этого пластилин вытаскивают и получают обратный слепок – форму, которую после просушки обкладывают изнутри папье-маше. Две половинки склеивают и шлифуют.
«Чтобы кукла была прочная, наносится 10-12 слоев папье-маше, - раскрывает секрет актер Большого театра кукол Иван Солнцев. - Раньше, чтобы проверить качество папье-маше, изделие сбрасывали с десятиметровой высоты. Если оно не разбивалась, приступали к следующим этапам обработки. Кукольное тело-каркас делают из деревянных элементов. При этом задача мастера – не только воплотить образ, но и «оживить» его с помощью механики, которая обеспечивают кукле подвижность рук, ног, шеи, рта. Затем кукла отправляется к художникам и в швейную мастерскую, где ей делают прическу, оформляют лицо и наряжают».
Интересно, что куклам-актерам на руках принято делать не по пять, а по четыре пальца. И дело вовсе в традиции Диснея, который за счет отсутствия пятого пальчика у своих героев экономил время, бумагу и деньги. История с четырьмя пальцами намного старше Микки Мауса. С древности кукольные мастера изготавливали своих кукол (тех, с которыми выступали со сцены) с четырьмя пальцами, потому что обычно рука сценической куклы была сжата в кулак. Это считалось естественным положением кисти. Большой палец у куклы не существовал вообще, так как его не было видно.
Создание куклы может проходить от двух недель до полугода.
А себестоимость может быть разной в зависимости от вида, размера и сложности исполнения. В среднем кукла может стоить пять тысяч. Однако цена куклы-марионетки может превышать 200 тысяч.
«Марионетки - это уникальные куклы, которые считаются самыми очеловеченными, а соответственно сложными в изготовлении, - объясняет Татьяна Евгеньевна. - Сегодня хороших мастеров, которые делают марионеток, практически не осталось. Да и искусству вождения марионеток сегодня не учат».
К слову, марионетка всегда считалась куклой, подчиняющейся «высшими силами», так как управление ей происходит с помощью нитей сверху - как бы «с неба». А перчаточная кукла управляется снизу – «низшими силами». Именно поэтому во многих средневековых спектаклях всех злодеев исполняли перчаточные куклы, а герои высшего мира выполнялись в виде марионеток.
В России всегда были более сложные и самые «живые» куклы с душой.
На вопрос, кто дает кукле душу - мастер или актер, Татьяна Баркова однозначно отвечает, что артист.
«Художник закладывает кукле характер, - объясняет она. - Лицо у куклы может быть злое, а она сама добрая. При этом два разных артиста оживят кукол по-разному».
Что касается тенденций в кукольной индустрии, то сегодня популярны куклы открытого плана. А художники все чаще экспериментируют, отказываясь от канонов традиционных систем. С одной стороны театр должен подстраиваться под зрителя и рынок, так как удержаться в рамках академизма невозможно, да и не эффективно. С другой стороны, делать это нужно очень осторожно, так как есть риск окончательно разрушить священность театра.
«Сегодня у театра появляется масса новых возможностей, в том числе технических. Есть попытки создавать кукол с помощью современных технологий, например, с использованием, 3D-принтера, - подтверждает режиссер Большого театра кукол Руслан Кудашов. – Но никакие супер современные технологии не заменят натуральное дерево, которое делает кукол живыми. В этой аутентичности - есть смысл. Возможно, сейчас это не модно, не востребовано, так как все поглотила цифровизация. Но я уверен, что через пару лет настоящий кукольный театр, живые куклы, а не роботы - будет архиважным и жизненно-необходимым явлением».
С эти трудно не согласится, ведь кукольный театр воплощает мечту человечества оживлять неживое и дает возможность обмениваться живой энергией, которую сегодня пора заносить в красную книгу.
Алла Чередниченко
Фото автора.