Некоторое время назад на просторах сети бушевал скандал: британское телевидение показало научно-популярный мультфильм про римлян в Британии, там один из высокопоставленных военных был изображен чернокожим, и вот Нассим «Черный Лебедь» Талеб стал нападать на историка Мэри Бирд и говорить, что, мол, не было в Британии никаких римских негров, а то где же их гены (непонятно, зачем вдруг Талеб, человек не очень понятной профессии, решил поговорить про историю и генетику).
Везде разгорелись баталии, в ходе которых некоторые российские пользователи договорились уже до того, что никаких римлян в Британии не было и быть не могло, сумасшедшие они что ли, лезть в такой холод, когда сами у Средиземного моря живут.
Ну, с фоменкоидами разговаривать — время зря терять. Но были все-таки чернокожие в Риме-то?
На платформе Reddit некоторое время назад кто-то задал такой вопрос («были ли чернокожие римские императоры»), и некто под ником Gama_Rex совершенно справедливо ответил, что на этот вопрос ответить невозможно. Наше понятие расы сформировалось гораздо позже — в эпоху активной работорговли, например, в XV—XIX веках; а для римлянина многие особенности человека были важны — происхождение, столичность /провинциальность, богатство, владение нормальными языками (греческим и/или латинским), образованность, атлетичность — но цвет кожи в них не входил.
То есть он мог иметь косметическое значение, и, видимо, для женщин имел (мужчина проводил дни под открытым небом и неизбежно загорал; женщина, наоборот, ни в коем случае не должна была этого делать; если посмотреть на помпейские фрески, мы увидим светлокожих женщин и темнокожих мужчин почти без исключения; разумеется, об их расовой принадлежности это ничего не говорит). Но вот чтобы этнические свойства, влияющие на цвет кожи, были для римлян важны — этого как-то не заметно. А римляне были людьми прямолинейными в этом смысле, если им что не нравилось или вызывало подозрение — они так об этом и говорили.
В частности, император Септимий Север, один из самых благополучных в римской истории, происходил из Северной Африки (его жена Юлия Домна была из Сирии). Посмотрите на него, на его сына Каракаллу (сын Гета подвергся «проклятию памяти», damnatio memoriae, и его лицо было стерто с миниатюры); обратите внимание, что он изображен намного более темнокожим, чем жена. Ну что, африканец? Африканоид? Или нет? Римлянам, скорее всего, такой вопрос не пришел бы в голову, и для него даже не нашлось бы нужных слов.
Был еще военачальник времен императора Траяна, Лузий Квиет, который сражался с даками, а также с евреями во Второй иудейской войне (которая на других языках часто называется его искаженным именем — Kitos war). Это был высокопоставленный и удачливый воин, которого многие считали преемником императора. Он погиб при не очень ясных обстоятельствах в начале правления Адриана, как некоторые предполагают — не без участия Адриана. Этот Квиет был бербер из Африки. Как выглядят современные берберы, вы можете узнать, посмотрев на французского футболиста Зинедина Зидана. Черный? Нет?
Я вообще давно убежден, что воспринимаемая важность расы — это чистая фикция, основанная на том, как много информации мы воспринимаем зрительно. Скажем, информация о группе крови не менее важна, и тоже довольно четко (хотя совсем иначе) делит людей на группы. И что? А ничего. Ее не видно. Представьте себе исследование о математических способностях людей со II группой крови. Не сомневайтесь, таких исследований было бы полно, если бы этот признак проявлялся внешне.