Найти тему
The Page

Особенности здравоохранения в Украине, или что осталось от бесплатной медицины

Оглавление

Медицинская реформа, начатая в 2016 году, уже принесла ряд позитивных сдвигов в систему здравоохранения. С чего все начиналось и на каком этапе находится «революция» в сфере, где 25 лет ничего особенно не менялось?

Дорогая «бесплатная» медицина

В 2016 году в Украине началась реформа системы здравоохранения под руководством команды, которую собрала и возглавила Уляна Супрун — исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины.

Читайте также: Зеленский не разобрался в медицинской реформе — нардеп Стефанишина

До этого, с 1991 по 2016 год, граждане Украины и ее гости могли получить медпомощь в государственных медучреждениях, где она была бесплатной, но не было достаточного материального обеспечения. За обследования, лекарства и медицинские процедуры приходилось платить из своего кармана.

Поликлиники и больницы финансировались централизованно, из государственного бюджета — по остаточному принципу и с колоссальным дефицитом. Или же можно было обратиться в частные клиники, где порой работали ровно те же специалисты, что и в госполиклиниках и больницах, но обследование проводилось на лучшем аппарате, и сервис был в разы выше.

Начиная с 2008 года, появилась возможность медицинского страхования: сам потенциальный пациент или работодатель сотруднику покупали медицинский полис. В случае болезни или травмы страховая компания полностью или частично оплачивала медицинскую помощь, лекарства или процедуры.

Целью реформы Супрун было изменить финансирование медицинских учреждений и сделать оказание медпомощи не формально бесплатным, а по-настоящему максимально доступным и качественным.

Госзакупки и контракты с НСЗУ

Огромным шагом стало изменение принципа закупок лекарственных препаратов на госуровне.

Читайте также: О бесплатной медицине в Украине просто нельзя говорить — замглавы МОЗ

Этот шаг повлек за собой немало скандалов и откровенного черного пиара в адрес лично Уляны Супрун, в том числе со стороны тогдашнего комитета ВР по здравоохранению и Института сердца при МОЗ, возглавляемого Борисом Тодуровым. Дело в том, что новый принцип закупок рушил часть старых схем, позволявших зарабатывать на государственных закупках. И при этом при решении вопроса таких скрытых заработков тормозить сами поставки лекарств на месяцы. Критичных, к примеру, для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, вирусным гепатитом С, туберкулезом и ВИЧ.

И вот закупки впервые начали проводиться открыто и на конкурсной основе. Это сэкономило бюджету около трети суммы, которая тратилась ежегодно, и улучшило качество получаемого лечения хроническими больными.

В 2017 году была создана Национальная служба здоровья Украины или НСЗУ. Именно НСЗУ подписывает контракты с медицинскими учреждениями и непосредственно платит им за оказание медицинской помощи.

То есть каждая проведенная консультация врача, обследование, вакцинация оплачивается именно НСЗУ.

Еще одним вызовом было изменение принципа работы коммунальных поликлиник. Раньше люди были «закреплены» за поликлиниками по месту регистрации. Поменять медицинское учреждение и даже медицинского работника, с которым у вас нет взаимопонимания, было очень сложно. Требовало времени, множества документов и порой «благотворительных взносов».

Врачи оказывали медицинскую помощь определенному количеству людей, проживающих на закрепленной территории — улицы города, села или нескольких сел. Около 1500 человек (допустимые колебания в ту или иную сторону в 100 человек) у терапевта, 700 человек (допустимые колебания в ту или иную сторону в 50 человек) — у педиатра. Из них определенное количество людей должно было иметь хронические болезни и стоять на диспансерном учете.

Читайте также: Зеленский объяснил, почему пересмотрел медреформу Супрун

То, что возрастная сетка может разниться от участка к участку — где-то живет больше пенсионеров и две трети из них хронически больные, а где-то находятся несколько университетских общежитий и большинство населения участка — здоровые молодые люди, не принималось во внимание.

Медику необходимо было создавать документы о больных, чтобы дотянуть до «нужного» их количества.

Декларация по выбору и новый врач за 20 минут

Теперь можно подписать декларацию с лично избранным медиком — терапевтом, педиатром или семейным врачом — в государственной или частной клинике, вне зависимости от места регистрации или проживания. Это занимает от 10 до 20 минут. Если человек переезжает в другой город или другой район, или просто хочет поменять врача в силу разных причин, то может это сделать за те же 10-20 минут.

Были введены в работу медицинские информационные системы для быстрого и качественного и, главное, прозрачного документооборота. Именно в МИС-ах фиксируется информация о задекларированных людях, их медицинские карточки с информацией о заболеваниях, обследованиях, вакцинировании, лечении в стационарах и реабилитационных центрах и т. д.

Именно по количеству деклараций НСЗУ финансирует поликлиники. Стационары должны были получать оплату за каждого обследованного и вылеченного пациента. По такому же принципу должны будут оплачивать работу узких специалистов и медиков лабораторно-инструментальных отделений поликлиник.

Почти 20 млн пациентов и новые зарплаты врачей

За три года были задекларированы почти 20 млн украинцев. Благодаря этому открыли несколько сотен амбулаторий по всей Украине, закупили компьютеры практически в каждый кабинет врача, обновили лабораторную и диагностическую аппаратуру.

Читайте также: Медреформа: в Украине создали Медицинский совет — что это за орган и чем он будет заниматься

Благодаря работе НСЗУ многие семейные врачи получили официальные зарплаты выше, чем было указано в тарифной сетке. Чем больше у семейного врача деклараций, тем больше его зарплата.

Европейские исследования показали, что после постоянной работы более чем с 2 тыс. населения у семейного врача падает эффективность работы. Учитывая, что суть этой работы — здоровье людей, НСЗУ ввела ограничительный механизм: после 2 тыс. деклараций за каждого следующего пациента вводится понижающий коэффициент на финансовую выплату. «Жадничать» становилось просто не выгодно.

Что можно получить бесплатно?

Теперь медицина была доступной для пациентов и частично бесплатной — потому что за часть медицинских услуг теперь медицинским учреждениям платит НСЗУ.

Перечень услуг, которые задекларированный человек может получить в медицинском учреждении, заключившим контракт с НСЗУ:

  • наблюдение за состоянием здоровья пациентов с помощью различных исследований, диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравления, патологических, физиологических (во время беременности) состояний;
  • сопровождение пациентов с хроническими заболеваниями;
  • оказание неотложной помощи;
  • направление пациента для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;
  • проведение профилактики: вакцинация, обзоры и исследования пациентов из групп риска;
  • консультирование по ряду медицинских и околомедицинских вопросов у семейного врача.
  • бесплатным будет прохождение ряда анализов:
  1. общий анализ крови с лейкоцитарной формулой,
  2. глюкоза крови,
  3. общий холестерин,
  4. анализы мочи,
  5. общий анализ мочи,
  6. электрокардиограмма (ЭКГ) в состоянии покоя,
  7. микроскопия мокроты,
  8. быстрые тесты на ВИЧ,
  9. вирусный гепатит,
  10. сифилис.
  • бесплатным будет консультирование у узких специалистов, офтальмологов, кардиологов, урологов и т.д., при наличии направления от семейного врача.

Если заболевший не имеет декларации или не является гражданином Украины, то он все равно получит медицинскую помощь, но за часть услуг придется заплатить в кассу медучреждения.

COVID-19 и реформа

К сожалению, во время реализации второго этапа медицинской реформы, которая касалась стационаров и узких специалистов, началась эпидемия вируса SARS-CoV-2.

Читайте также: Абонементы и доплаты за медосмотр и кабинет пациента в «Дії»: Зеленский запускает медреформу «Здоровая Украина»

Часть денег и человеческого ресурса была переброшена на лечение больных COVID, переоборудование стационаров для работы в условиях эпидемии, закупку асептиков и антисептиков для работы медицинского персонала, в том числе одноразовых масок, халатов, оплаты дорогостоящих исследований — ПЦР и определения антител к вирусу SARS-CoV-2 и так далее.

Еще часть финансов ушла на организацию массовой вакцинации, обучение медицинского персонала, закупку шприцов для вакцинации и т.д.

Реформа здравоохранения, даже частично реализованная, показала свою эффективность в помощи людям. Для дальнейшей реализации нужно то же, что и для других реформ — время, достаточное финансирование и много работы.

Источник