Найти тему
Дилетец

Борьба и победа христиан над языческими идолами.

У многих, кто мало-мальски интересуется вопросами язычества, рано или поздно возникает вопрос о причинах поражения язычества от христианства. И это, как не странно, вопрос как практический так и философский. И одним из его ярких проявлений, это борьба с идолопоклонством. Как известно христиане были большие любители низвергать идолов, разрушать языческие храмы и удивительно, на их месте строить свои. Казалось, а что тут такого, подумаешь низвергли идолов разрушили храмы. Классические примеры такого низвержения идолов есть даже в русских летописях. Один из примеров, это когда князь Владимир, после своего крещения, приехал в Киев в 988 году и сбросил в Днепр языческих идолов во главе Перуном в Днепр. Это для современного человека такое это пример обычного вандализма, а для язычников того времени это не просто «богохульство», это для них «взрыв мозга». Как раз все это потому, что язычники того времени проповедовали реинкарнацию. В индийской мифологии воплощение идеи реинкарнации были бог Вишну и богиня Кали. И одним из способов борьбы с языческой ренкарнацией было «изгнание бесов», которое еще известно как «экзорцизм». И начало этому явлению, «изгнание бесов», согласно Новому завету, положил сам Иисус Христос. Классический пример «изгнания бесов» Иисусом описывается в Мк. 5:1-17; Лк. 8:26–37. как Иисус изгоняет демонов в стадо свиней.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от пределов их.»

В этом случае любопытно два момента, что бесов Иисус изгнал в свиней, после чего свиньи бросились в море и утопились. Может быть это и случайно, но свинья или кабан это животное Вишну, а с другой стороны, ведь при крещении Руси языческих идолов также топили в воде. Здесь можно так же привести пример из мифологии про Вишну, где его аватаром был кабан, вепрь. Согласно, одного из мифов, асура Хираньякша погрузил землю в океан. Тогда бог Вишну, воплотился в вепря Вараху и сразился с ним, после чего, с помощью своего клыка поднял землю. Миф про вепря Вараху несколько напоминает другие мифы о сотворении мира, где Бог заставляет Дьявола нырять в воду за землей. Но Дьявол вынырнув из воды, спрятал землю у себя во рту, которая потом стала расти. Не выдержав это, дьявол эту землю выплюнул. Сюжет сбрасывания в море также связан с мифом о Тесее. Как известно, Тесей сам сбросил в море со скалы разбойника Скирона, сбросился со скалы в море его отец Эгей, сбросили со скалы и самого Тесея уже на острове Скирос.

Но для понимания важности обряда «изгнания бесов» для христиан можно привести пример из Нового Завета, Евангелие от Марка, 1:23-27.

«В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?»

Здесь самое важное, что Иисус владел новым учением, позволяющее необычно просто для того времени изгонять бесов из людей. Ведь тогда бесы могли беспрепятственно вселяться в кого они хотели. В индийской мифологии сюжет вселение беса можно связать с великой богиней Кали, которая обычно находилась внутри другой богини, Умы.

Первое упоминание о богине Кали — в «Деви-Махатмья». Здесь она предстаёт как Махакали, появляющаяся из тела спящего Вишну в образе богини Йога-Нидры, с целью разбудить его и даровать защиту миру от двух демонов: Мадху (олицетворение лести, обольщения и притворства) и Кайтабхи (образ коварства, хитрости и лукавства). По пробуждении Вишну вступил в битву с двумя демонами, но не смог одолеть их, тогда Кали, приняв форму Маха-Майи, очаровала их, благодаря чему на этот раз Вишну легко далась победа над этими двумя проявлениями демонических сил.

Здесь важно одно, что есть определенная связь между образами Вишну и Кали, которые вместе представляют явление реинкарнации, перевоплощения, а сама богиня Кали по сути является той самой «бесовщиной». С «бесовщиной» нельзя просто так совладать и победить напрямую. Ведь даже бог Шива не смог совладать бешеной Кали, которому пришлось просто лечь под неё. Обычно в мифах бешеное божество опаивали алкоголем, чтоб успокоить. Но кроме изгнания бесов из людей, изгоняли бесов так же из идолов, ведь бесы могли входить как в людей, так и в обычные предметы, статуи.

Эта ситуация несколько напоминает миф о боге Вишну, но уже в воплощении человека-льва Нарасимхи. Согласно сказаниям царь асур Хираньякашипу постоянно издевался над свои сыном Прахладой, за то что он почитал бога Вишну. Но он стойко перенес все пытки, оставшийся невредимым. В конце концов, в сильнейшем раздражении Хираньякашипу спросил Прахладу, где находится Бог, защищающий его? Прахлада ответил: «повсюду, но тот, кто является рабом своих чувств, не может видеть его, хотя Вишну пребывает внутри и вовне каждого существа». Тогда разъярённый Хираньякашипу сказал Прахладу: «если есть у тебя невидимый вездесущий заступник, который более могуществен, чем я, пусть он появится сейчас же, хотя бы из этой колонны, ибо времени у него почти не осталось». Хираньякашипу разбил своей булавой колонну, она раскололась надвое, и из неё появился Вишну в устрашающем образе Нарасимхи — человека-льва.

Хотя бог Вишну и может пребывать где желает, но похоже у христиан проблем, для его могло и не возникнуть, как и с любым другим языческим божеством. Но с изгнанием бесов из статуй, идолов проблем у христиан судя по всему не было. И здесь характерен случай с известным святым Георгием. Как известно император Диоклетиан постоянно склонял Святого Георгия к язычеству. Для этого он отвел его в Храм Аполлону. Но Святой Георгий осуществил крестное знамение перед статуей Аполлона во время с ней разговора. В статуе оказался злейший дух. Но крестное знамение и разговор привел к падению статуй в храме. Вот и получилось то, что христиане показали язычникам, что они не бояться всяких «безумных божеств» ни в людях, ни идолах. И что с ними христиане неплохо справляются с помощью обрядов изгнания бесов, доказав эффективность христианства перед язычеством. Поэтому христианам можно было спокойно валить и низлагать идолов, разрушать языческие храмы, ведь бояться нечего, ведь их духи легко изгоняются. Так христиане положили конец поклонению языческому «безумному божеству». В античном мире культ «безумного божества» обычно связывали с культами Диониса и Кибелы.