Найти тему

Кто приказал расстрелять Николая II и его семью? 2 часть.

1 часть здесь

Прибыв в Тобольск, Заславский застает Яковлева который уже готовит отъезд Николая в Москву (через Тюмень – ближайшая железная дорога). Яковлев предъявляет Заславскому приказ ВЦИКа на перемещение Николая II. Заславский предупреждает Яковлева чтобы он не находился рядом с Николаем, потому что как только они покинут город - царя убьют. Яковлев заявляет Заславскому, что не даст этого сделать и опять ссылается на приказ Москвы. Заславский говорит раз не дашь тогда мы и царя и тебя и твоих людей убьем. Яковлев перехитрив уральцев, за двое суток преодолевает 300 верст прибывает в Тюмень со своим отрядом и Николаем. Они садятся на поезд и едут в Москву. В поезде Яковлеву доброжелатели сообщают что у уральцев есть запасной план расправы с царем – взорвать поезд. Яковлев меняет маршрут и едет в Омск. В Омске есть телеграфная связь с Москвой, и Яковлев сообщает о происходящем Свердлову.

К.А. Мячин он же Яковлев, он же Финн, он же Крылов, он же Стоянович.
К.А. Мячин он же Яковлев, он же Финн, он же Крылов, он же Стоянович.

Свердлов связывается с Белобородовым и требует объяснений. Белобородов объясняет, что Николая пытаются вывезти в Харбин, а уральский отряд пытался предотвратить побег. Свердлов объясняет, что ВЦИК отправил Яковлева с заданием перевести Романовых в Москву и всецело доверяет этому человеку. Белобородов сообщил, что Яковлев может и надежный человек, но окружают его сомнительные личности, а вдруг его убьют и царя похитят. Надежней оставить царя под охраной уральцев в Екатеринбурге. В итоге Свердлов соглашается на план Белобородова, но только под его личные гарантии неприкосновенности Романовых, и перевозку их в Москву по первому приказу.

В Екатеринбурге Романовых разместили в особняке Ипатьева. После диалога с Москвой уральцы уже не могли просто взять и убить царя. Поэтому они предпринимают провокацию с целью доказать организацию побега. Николай начитает получать тайные письма, написанные на французском, от некого преданного офицера. В письмах офицер просит Романовых не отчаиваться и быть готовыми к побегу. Скорее всего Николай понял, что это провокация так как в письме офицер обращается к царю на «вы» («vous») вместо «Ваше Величество» («Votre Majesté»).

Получив эти "доказательства" заговора, представители Уралсовета решили выступить перед ВЦИК и СНК с инициативой расстрела Николая. С этой целью военный комиссар Урала Голощекин в начале июля выехал в Москву, где встречался с Лениным и Свердловым. В это время к Екатеринбургу стремительно приближаются белогвардейские войска.

Ни Ленин, ни Свердлов не дали санкции на расстрел. Ленин по-прежнему хотел организовать суд. "Именно всероссийский суд! С публикацией в газетах. Подсчитать какой людской и материальный урон нанес самодержец стране за годы царствования. Сколько повешено революционеров, сколько погибло на каторге, на никому не нужной войне! Чтобы ответил перед всем народом! Вы думаете, только темный мужичок верит у нас в "доброго" батюшку-царя? Давно ли передовой питерский наш рабочий шел к Зимнему с хоругвами? Всего каких-нибудь 13 лет назад! Вот эту-то непостижимую "рассейскую" доверчивость и должен развеять в дым открытый процесс над Николаем Кровавым".

14 июля Голощекин возвращается в Екатеринбург. Белые находятся уже примерно в 80 км. от Екатеринбурга.

В фонде Совнаркома Государственного архива РФ сохранилась телеграмма, отправленная 16 июля 1918 года в Москву из Екатеринбурга через Петроград:

Из Петрограда. Смольного. В Москву, Кремль, Свердлову, копия Ленину. Из Екатеринбурга по прямому проводу передают следующее: сообщите [в] Москву, что условленного с Филипповым суда по военным обстоятельствам не терпит отлагательства. Ждать не можем. Если ваши мнения противоположны, сейчас же, вне всякой очереди сообщить. Голощёкин, Сафаров. Снеситесь по этому поводу сами с Екатеринбургом. Зиновьев. Пометка: Принято 16.7.1918 г. в 21 час 22 минуты из Петрограда Смольного 14 22 8".

Филлипов это псевдоним Голощекина. Ответа Уралсовету на эту телеграмму в архивах не обнаружено. Но это же день Ленин приготовил телеграмму для датской газеты Nationaltidende, обратившейся к нему с вопросом о судьбе Николая II. В этой телеграмме говорилось что все слухи о гибели Николая II безосновательны. В 16 часов текст был доставлен на телеграф, но не была отправлена по причине отсутствия связи.

В ночь с 16 на 17 июля в доме Ипатьева, под руководством коменданта Юровского был осуществлен расстрел Николая II и его семьи:

Семеро членов семьи:

Николай Александрович 50 лет, Александра Федоровна 46 лет, Ольга 22 года, Татьяна 21 год, Мария 19 лет, Анастасия 17 лет, Алексей 13 лет.

Слуги

Евгений Боткин 53 года, Иван Харитонов 48 лет, Алексей Трупп 62 года, Анна Демидова 40 лет.

Перед расстрелом Юровский зачитал приговор. Опустим подробности этого жестокого убийства. 17,18 и утро 19 Юровский с командой занимались сокрытием тел, так как исход гражданской войны был неясен и уральцы опасались возмездия со стороны белых.

Последний комендант дома Ипатьева - Яков Юровский
Последний комендант дома Ипатьева - Яков Юровский

17 июля 1918г. днём Уралсовет отправил в Москву телеграмму(на телеграмме помечено, что она принята в 12 часов) и сообщил, что Николай II расстрелян, а его семья эвакуирована. Позже сообщили, что семью постигла та же участь.

Вечером 18 июля 1918 года решение президиума Уралсовета о расстреле Николая II было признано правильным Президиумом ВЦИКа, а в ночь с 18 на 19 июля принято к сведению на заседании Совнаркома. Ни один из организаторов участников расстрела не понес наказаний.

25 июля Екатеринбург заняли белогвардейский войска, и уже 30 июля началось «белое» расследование гибели царской семьи.

Какие выводы можно сделать на основании этих фактов.

Решение о расстреле Романовых принял Уралсовет. Никто не мешал уральцам вместо расстрела Романовых, отправить их в Москву, как хотели Ленин и Свердлов. Но сыграла свою роль ненависть к царскому режиму и радикализм первых лиц Уралсовета: Белобородова, Сафарова, Голощекина. Все трое кстати были репрессированы в 30-е, притом заслуженно. Непонятно только, почему Ленин не потребовал от Голощекина перевезти Романовых в Москву раз белые подошли к Екатеринбургу.

Некоторые исследователи считают, что УралСовет не мог самостоятельно принять решение о расстреле и выполнял волю Москвы, прикрыв таким образом Ленина и Свердлова. Но против этой версии говорят, усилия предпринятые Лениным и Свердловым, чтобы сохранить жизнь Николая II, при перевозке его из Тобольска. Если бы они не отправили комиссара Яковлева за Николаем, Уралсовет казнил бы бывшего царя еще в Тобольске руками Заславского.

Кроме того, Ленин и Свердлов прекрасно понимали все геополитические минусы внесудебной расправы над бывшим царем, который был двоюродным братом английского и немецкого монархов. И понимали все плюсы которые дает суд, и готовились к нему. И несомненно что тогда дети Николая остались бы живы, поскольку предъявить на суде им было нечего. Они не участвовали во внутренней и внешней политике.

Старший следователь по особо важным делам СК РФ Соловьев, который с 1993 по 2009гг. вёл расследование обстоятельств убийства царской семьи, пришел к тем же выводам. в своих интервью в 2008—2011 годах, он утверждал, что расстрел Николая II и его семьи проводился без санкции Ленина и Свердлова.

Таким образом получается, что Ленин и Свердлов не давали санкций на расстрел Романовых. Но вынуждены были признать правильность действий уральцев, чтобы во время гражданской войны не показать врагам насколько слаба центральная власть Советского государства.

Пишите комментарии понравилась вам статья или нет, и подписывайтесь на канал.