Найти тему

Медико-профилактическое дело

Оглавление

Итак, сегодня захотелось затронуть интересную тему, связанную с современным медицинских образованием в нашей стране, а именно с одним ее направлением, которое мало кто знает, особенно среди людей, не связанных с медициной - медико-профилактическим делом. Данная тема будет особенно актуальна к прочтению для абитуриентов, которые этим летом собираются подавать свои документы в различные ВУЗы, и, которые до конца не определились, куда им идти.

Начнем с краткого описания данного медицинского направления

В последние два года разгара пандемии нам всем неоднократно приходится слышать громкие новости о том, что заболеваемость непрерывно растет, кафе, бары, рестораны закрываются, а людям обязательно положено носить маски в общественном транспорте, государственных учреждениях, местах их работы, музеях и т.д. И обычно в этих же заявлениях и новостях всегда проскакивает название одной государственной организации, которая что-то постановляет или рекомендует, или запрещает - РОСПОТРЕБНАДЗОР. Если вы работаете в сфере услуг: рестораны, частные клиники, больницы, косметические салоны, парикмахерские, фитнес-клубы и прочее, вы наверняка знаете этих ребят. Они периодически приезжают к вам, отбирают воду из кранов, проводят ватными палочками по столикам, проверяют сроки годности ваших продуктов в холодильниках, как организовано питание в школьных столовых, проверяют правильность составленной вами программы производственного контроля и прочее и прочее. Так вот, люди, которые приезжают к вам- это санитарные врачи (врач-а не лечит), которые отучились на особом факультете в медицинском вузе (медико-профилактический/медпроф.).

Санитарный врач- это не какая-то новая профессия, она зародилась очень давно, занимала важное место в системе здравоохранения СССР. Чем занимаются санитарные врачи? В основном это гигиена и эпидемиология. Если с эпидемиологией тут все понятно (пандемия объяснила), то гигиена остается малоизвестной широкой публике.

Если описать данное определение простыми словами, то можно сказать так: она изучает то, как факторы окружающей среды (шум, пыль, химические вещества в воздухе, микроклимат, радиация, эмоциональное напряжение, а также различные биологические факторы (бактерии, грибы, вирусы) влияют на человека в процессе жизни, устанавливает специальные гигиенические нормативы (цифры), которые отражаются в специальных документах (санитарные нормы, гигиенические нормативы и т.д.), а далее санитарные врачи следят, чтобы воздействие этих факторов не превышало этих нормативов, плюс все время развивается, создает новые подходы к оценке этих факторов на здоровье, но это уже высокий уровень...).

На кого учатся?

В настоящее время выпускникам медико-профилактического дела присваивается сразу две квалификации: врач по общей гигиене и врач по эпидемиологии. С эпидемиологией все понятно, вы могли узнать о данном направлении медицинской науки после года пандемии. А вот с гигиеной рядовой гражданин не всегда знаком, кроме личной гигиены разумеется. Однако данная наука является довольно старой, зародилась еще в 19 веке, получила свое развитие в 20-м и дала рождение таким направлениям как экология человека и охрана труда.

Врачи-гигиенисты занимаются различными проблемами в зависимости от направления, а их несколько:

  • Гигиена труда-является чуть ли на самой сложной из всех, так как помимо медицинских наук необходимо еще немного разбираться в физике, а именно представлять, что из себя представляет шум, вибрация, пыль, электромагнитные излучения и т. д. Короче, многие студенты-медики обнаруживают у себе проблемы с этой дисциплиной на 5 курсе. Врачи данного профиля занимаются контролям воздействия различных производственных факторов на здоровье рабочих во время осуществления своих трудовых функций. Это и шум на рабочих местах, который возникает при шлифовании деталей машин на различных станках (если не защищать работника посредством различных мероприятий, то у данного рабочего в 99% случаях разовьется хроническое профессиональное заболеваний, что приведет к инвалидизации и сократит сроки жизни человека), и загрязненность воздуха рабочей зоны производственной пылью (приводит к развитию таких болезней как пневмокониозы, ХОБЛ, хронические бронхиты), микроклимата и других факторов производственной среды. Специалисты в области гигиены труда должны контролировать, чтобы работник не подвергался воздействию производственных факторов уровнями, превышающими гигиенические нормативы. Если работодатель не может обеспечить такие условия для рабочих в силу сложности и особенности технологического процесса, то должны быть предусмотрены СИЗы для рабочих (средства индивидуальной защиты), которые также должны использоваться (их использование тоже надо контролировать, так как работодателю интересна прибыль, а не здоровье своих сотрудников).
  • Гигиена детей и подростков – врачи данного направления следят за соблюдением санитарного законодательства в детсадах, школах, лагерях, других заведениях, работающих с детьми. Также они следят за соблюдением санитарных норм в области изготовления детских игрушек (материалы, форма, наличие этикеток правильного образца, состав красок, которыми они покрыты и т. д.), детской одежды, книг, предназначенных для детей (школьные учебники, развивающие книжки, буквари и т. д.). Когда Роспотребнадзор приходит с проверкой в школы, проверяющие оценивают расписание уроков. К примеру, нельзя ставить математику и физику вместе три дня подряд, так как эти предметы относятся к разряду трудных, следовательно ребенок может быть перегружен. Поэтому надо составлять расписание таким образом, чтобы они чередовались, и между ними были легкие предметы, такие как рисование или физкультура (да, да, все это прописано в СаН-ПиНе и санитарных правилах). Также, например врачи могут оценивать качество учебников (тип и размер шрифта, качество бумаги, качество картинок, сочетание цветов в них). Для этого всего тоже прописаны определенные требования, за которыми нужен контроль, чтобы дети не «сломали» себе зрение, так как это все влияет не него.
  • Гигиена питания – тоже весьма глубокое направление. Врачи оценивают продукты питания, блюда в кафе и ресторанах, приготовленные из них, на предмет содержания в них вредных химических веществ (металлы, токсины, пестициды, нитраты и др.), микробиологического загрязнения, радиационного загрязнения и др. Также врачи могут расследовать вспышки пищевых отравлений, которые возникли массово у людей, которые принимали пищу в одном и том же заведении. В данном случае идет перекрест с эпидемиологией, когда врачи должны провести санитарно-гигиеническое расследование и выяснить причину отравлений (немытые руки персонала, некачественные продукты от поставщика с сомнительной репутацией или же халатность работодателя, который берет на работу людей, не имеющих санитарных книжек).
  • Радиационная гигиена-наряду с гигиеной труда тоже является относительно сложной, так как здесь обязательно понадобятся знания из школьного курса физики об ионизирующих излучениях (частицы альфа, бета, гамма), а также различное понимание доз, которых в нормативных документах несколько больше, чем одна, две. В связи с этим по данному предмету у многих студентов также возникают трудности. Врачи данной специальности оценивают уровни воздействия ионизирующих излучений на людей от различных источников (например, рентгеновских кабинетов в больницах).
  • Коммунальная гигиена ­ это в основном про воду, которую мы с вами пьем (из-под крана или колодца), в которой мы купаемся (озера, бассеины), про воздух, который мы дышым, про микроклимат в помещениях. Многие организации сталкиваются с тем, что раз в месяц приезжают люди с сумками и в халатах, которые зачем-то обжигают кран, спускают воду в течение нескольких минут, набирают воду в бутылки, а потом уезжают. Так вот, это и есть те специалисты, которые потом оценивают воду на предмет загрязнения химическими веществами, вирусами, бактериями, радиоактивными веществами. И выносят вердикт: вода пригодна для употребления или нет.

Каждый раздел довольно обширен, можно много о каждом говорить в отдельности. Студенты медико-профилактического факультета изучает каждый аж целый год, начиная с четвертого. Так что умещать все аспекты каждого направления здесь не буду. Можно просто заключить, что если на что-то есть санитарные правила, то однозначно это будет попадать под область работы санитарного врача соответствующего направления.

Учеба на медико-профилактическом факултьтете

По своей сути первые четыре года из шести в медвузе не отличается от программы на лечебном деле. Это довольно странно, ведь будущие специалисты Роспотребнадзора не занимаются лечением людей (кроме оказания СЛР им запрещено оказывать какую-то медпомощь человеку). Однако анатомию и гистологию человека они сдают на равных с коллегами лечебного профиля. Со временем студенты принимают эти условия, чувствуют себя настоящими докторами, изучают человеческий организм, как он работает, проходят практики, связанные с оказанием медицинской помощи, в общем, проходят весь тот ад, которым так любят хвастаться выпускники лечебного направления, когда уже получили свои дипломы. Однако, дойдя до 5 курса, все резко меняется. Если лечебный факультет логично и органично продолжает свой путь в обучении, появляются сугубо практичные предметы, где они могут воспользоваться знаниями, полученными за предыдущие 4 года, то с медпрофом все обстоит иначе. Это похоже на то, что вы куда-то идете в одном направлении, а потом резко меняете курс, начинаете идти в другую сторону. Так, клинические дисциплины резко меняются гигиеническими (гигиена питания, гигиена труда, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, эпидемиология и др.), где работают свои принципы и законы.

Немного о профильных предметах

По сути, занятия по гигиене заключаются в изучении нормативных документов, которые регламентируют воздействие факторов на здоровье человека. Студенты резко обнаруживают, что знания по биохимии, анатомии, гистологии, на которые было потрачено уйма времени и слез в общежитиях абсолютно не нужны. А работа выпускников в 90% случаях сводится к знанию этих нормативных документов, умению работы с ними, а также пониманию, как работает огромная бюрократическая машина по имени Роспотребнадзор.

Для сравнения можно сказать, что санитарный врач СССР - это элита медицины, кому все двери всегда открыты, а также доступна сравнительно простая возможность получения лицензии лечащего врача (проходят то почти одно и то же первые четыре года). ВУЗы зачастую пользуются этим прошлым брендом, чтобы рекламировать эту специальность тем студентам, которые не добирают баллов на лечебное дело, чтобы занять места. Однако реальность обстоит таковым образом, что в современной системе, построенной по западному образцу, санитарный врач теряет свою исключительную функцию, его компетенции ограничиваются строгим регламентом, а молодые специалисты все меньше хотят работать по специальности, которую они выбрали шесть лет назад.

Также молодым специалистам трудно переквалифицироваться на лечащего врача из-за принятого несколько лет назад нового образовательного стандарта ФГОС 3++, которые с одной стороны облегчил жизнь, убрав некоторые сложные предметы из перечня экзаменов, но зато убрал сравнительно простую процедуру переучки. Так, если вы окончили медпроф, то для получения корочки лечебного факультете необходимо сесть за учебную парту в аудитории университета еще на три года. Те, кто прошел 6 лет в медвузе знают, что это не особо привлекательный вариант. Однако такие ребята имеются, но это не массовое явление в настоящее время.

Работа по специальности

У выпускников медико-профилактического дела выбор работы ограничивается в основном несколькими направлениями:

  • Роспотребнадзор, который в свою очередь подразделяется на Управления Роспотребнадзора и их территориальные отделы и Центр гигиены и эпидемиологии;
  • Различные организации под управлением ФМБА России;
  • Научно-исследовательские институты гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;
  • Лечебно-профилактические организации (поликлиники, стационары, стоматологии, частные клиники) в должности госпитального эпидемиолога.

Помимо этих есть и другие направления, но это основные...

Основная часть выпускников идет осуществлять свои трудовые функции в Роспотребнадзор. Здесь, как говорилось выше, имеется два пути.

Первый- Управление Роспотребнадзора. В данном учреждении выпускник становится госслужащим, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор. Это те люди, которые приходят с проверками в рестораны, бассейны, садики, лагеря, больницы, чтобы посмотреть, насколько организации соблюдают правила санитарного законодательства. Если находят штрафы (а они их находят в силу сложных для выполнения санитарных норм), то они через законодательно установленный регламентированный порядок выписывают вам штраф, выписывают предписания об устранении выявленных нарушений, затем приходят с повторной проверкой, чтобы убедиться, что вы все сделали, как они того требовали (кто сталкивался, тот поймет). Данная работа привлекательно в основном для людей, которые любят работать с документами, быстро в них ориентироваться, искать нужные пункты в санитарных правилах и нормах для перечисления ваших нарушений при составлении документов. Некоторые мне говорили, что им нравится власть, которой они обладают, хотя в существующем порядке работы в Управлении это можно только назвать иллюзией какой-то реальной силы, потому что кроме того, как выписать штраф, корректно оформить проведенную проверку и поругать за невыполнение штрафов вся их власть заканчивается. Кроме того, надо учитывать органы Прокуратуры, которые следят за тем, чтобы проверки осуществлялись и закрывались вовремя, а в случае нарушений этих требований Федерального законодательства специалистам, ответственных за выполнения проверок грозит лишение премии и штрафы. Ввиду маленьких зарплат этот удар по кошельку довольно серьезен. Существенное влияние на ситуацию оказывает катастрофический дефицит кадров, что приводит к перегрузке одного сотрудника числом проверок. Госслужащему не удается закрывать все проверки вовремя, их число все время растет, в результате человека крутится как белка в колесе, этому нет никакого конца, люди быстро выгорают и уходят с работы. От этого формируется постоянный дефицит молодых кадров, круговорот начинается сначала, когда новый выпускник приходит на работу.

Второй- Центры гигиены и эпидемиологии. Эти организации также являются структурным звеном Роспотребнадзора, наравне с Управлениями являются независимой ее частью. Они обе выполняют свои задачи. Центры гигиены и эпидемиологии занимаются тем, что анализируют объекты окружающей среды на предмет отклонения от гигиенических нормативов различных факторов среды. Грубо говоря, проверка, скажем, плавательного бассейна в фитнес-клубе проводится так: приезжают специалисты ЦГиЭ, забирают воду из бассеина на предмет наличия хлорсодержащих веществ, чтобы предотвратить отравление людей, которые будут плавать в нем. Далее в своих лабораториях они проводят анализ отобранной воды, выводят показатели содержания хлорсодержащих веществ в ней, пишут экспертной заключение, в котором выносят решение: вода соответствует требованиям санитарного законодательства или нет. Если нет, то дело берут Управления, которые идут на данный объект и штрафуют их, а также ищут причины, которые привели к повышенному содержанию хлорсодержащих веществ в воде. Далее выписывают штрафы (схему описывал выше).

В данные организации идут люди, которые ценят не "власть", а деньги, потому что здесь можно хорошо зарабатывать за счет того, что есть внебюджетная часть (подробно говорить об этом не будем). По сути своей представляет из себя бюрократическую машину, которая зарабатывает финансы, в которой надо упорно трудиться, чтобы зарабатывать больше. Ну в принципе как и обычная организация.

Теперь о самих знаниях и навыках

В принципе знания гигиены и эпидемиологии вам могут пригодиться в процессе выполнения трудовых обязанностей, однако не стоит ждать того, что это будет как у врачей из больниц, когда от их знаний патофизиологии и физиологии человека зависят решения, а значит и исход болезни у пациента. По большей части работа заключается в сопоставлении нормативов с данными, которые дает лаборатории (исключение составляют специалисты лаборатории, которые занимаются анализом объектов, но для этого надо еще учиться два года в ординатуре. Здесь идет речь о специалистах, после шести лет обучения). Успех в работе зависит не от знаний биологии, химии и тому подобных дисциплин, которые необходимо усвоить в ВУЗе, а от умения работать на компьютере и другой офисной техникой, разбираться с документами, быстро ориентироваться в санитарном законодательстве, а также усидчивости (рабочий день не нормирован, работают очень много!).

Данные обстоятельства зачастую обескураживают молодых специалистов, которые приходят работать в данные структуры. Они ведь учились на врачей, проходили соответствующие дисциплины, учились делать уколы, ставить капельницы, многие во время учебы подрабатывали в больницах на должностях среднего медицинского персонала. В результате их сажают за компьютер, заставляют что-то печатать, и медициной там и не пахнет.

Почему так происходит?

Когда университет агитирует абитуриентов поступать на определенный факультет, идет процесс маркетинга, все пытаются показать плюсы и скрыть минусы. Это нормальная практика для всех, здесь не стоит удивляться. При этом можно отметить, что медико-профилактическое дело как таковое очень важно, для сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия наших граждан. Например, в США, специалисты подобного рода имеют статус военных, а главный санитарный врач (на подобие Поповой) имеет статус генерала вооруженных сил. У них даже специалисты называются "health officer" (пер. - офицер здоровья). В Европейский государствах также уделяется важное внимание гигиене и эпидемиологии, хоть и названия отличаются.

Проблема данного направления на мой взгляд заключается в том, что образовательная система медвузов, отвечающих за подготовку специалистов медико-профилактического дела осталась в прошлом, во временах СССР, когда санитарный врач- это элита медицины, который знает и медицину, и физику, и технику, и вообще является супер-всесторонне развитым человеком. Человеком, который может без согласования с Прокуратурой и самой организацией, на которой будет проводить проверку, просто прийти и проверить, оштрафовать, если нашел нарушение и пойти себе дальше. (Пример: много слышал рассказов от бывалых специалистов, что они приходили в ларек, показывали удостоверение, и им давали кучу еды бесплатно... ну вот это свобода, "власть" или как там назовете ее). Но с 2004 года служба реорганизовалась и продолжает изменяться до сих пор, в основном по западному образцу, где нет той свободы, где нет такого понятия как санитарный врач, а есть специалист, который занимается охраной здоровья. Этим специалистам не нужны те знания анатомии и прочих дисциплин, чтобы успешно выполнять свои функции, а людям незачем тратить время и нервы на изучение предметов, которые им не придется применять в жизни. Это понимают и преподаватели медвузов, которые готовят этих специалистов, но кроме вздохов дальше дело не идет.

Вопросы о том, чтобы лишить специалистов медико-профилактического дела статуса врача, освободить их от лишних предметов, сократить сроки обучения велись, и , возможно, ведутся до сих пор. Возможно, что через некоторое время ситуация и поменяется, но пока дела обстоят так, как я описал.

Выводы

Многие абитуриенты идут на медико-профилактический факультет, потому что они не поступили на лечебный. В приемной комиссии их уверяют, что это очень важная и нужная профессия, что на нем воспитывают организаторов здравоохранения, главных врачей, министров, что их все боятся. Отчасти доля правды в этом есть, но если отбросить маркетинг и рекламу и оставить сухой остаток, то информация, приближенная к правде будет та, что описана выше.

NB! В качестве ремарки хочу отметить, что люди, которые ведут агитацию в приемной комиссии являются студентами , возможно даже лечебного факультета, и они сами плохо понимают, что такое медпроф, и, чем его выпускники занимаются по жизни. В приемной комиссии можете просто задать им вопросы о работе. Возможно, кроме воды вы ничего не услышите.

Чтобы правильно выбрать свою образовательную траекторию, необходимо оценивать специальности в сухом остатке и получать правильную информацию о своей специальности и о работниках, занимающихся тем или иным видом деятельности. Может случиться и так, что вам понравится работать в Роспотребнадзоре, понравится отбирать воду из бассейна, писать экспертные заключения или осуществлять контрольно-надзорные мероприятия в качестве государственного служащего. Данная статья призвана просто осветить будущим студентам медицинских институтов содержание данной специальности, чтобы они могли правильно для себя принять решение о факультете. (прим. - если вы поищите информацию где-нибудь на сторонних ресурсах, то вы мало поймете о той, специальности, на которую вас будут готовить, так как на них опять вы встретите лишь общие слова, списанные с сайта того же Роспотребнадзора).