Первые десятилетия XX века стали для России эпохой бурных потрясений. Время становления Рязанской губернской центральной публичной библиотеки – предшественницы нашей «Горьковки» – пришлось на годы Гражданской войны, хозяйственной разрухи, топливного и продовольственного кризиса.
Работа в сыром холодном помещении и низкое жалование ее сотрудников, зачастую служивших «поденно», устаревший справочный аппарат и перевод огромного фонда на новую систему классификации, приводивший к путанице и хаосу при обслуживании читателей, отсутствие каталожных ящиков, книжных полок и переплетных материалов, недостаточное финансирование, – все это привело к тому, что начиная с апреля 1918 года библиотека более полутора лет, с небольшими перерывами, была «временно» закрыта.
Благодаря сохранившимся архивным документам удалось установить имена тех, кто в это лихолетье руководил ее работой. В череде сменяющих друг друга заведующих – а были это люди достойнейшие, с образованием, многие из них преподавали когда-то в гимназиях – нас ждало неожиданное открытие: с июня 1921 года по март 1922-го библиотеку возглавляла бывшая фрейлина (!) российского императорского двора Мария Алексеевна Людсканова-Цанкова (в девичестве Ермолова), незаурядная личность с удивительной судьбой.
Ее отец, Алексей Сергеевич Ермолов (1847 – 1917), был министром земледелия и госимуществ, членом Государственного совета, статс-секретарем, ученым-аграрником, до 1917 года владевший имением в селе Большая Алешня Ряжского уезда Рязанской губернии.
Мария Алексеевна, вникая в хозяйственные дела усадьбы, серьезно занималась не только сельским хозяйством: она возглавляла Ряжское пожарное общество и являлась учредителем Больше-Алешнинской добровольной пожарной дружины, которая приходила на помощь жителям соседних сел и деревень в борьбе с огнем. По существу, она была первая в России женщина-пожарный.
Вот как восторженно писали о Ермоловой в 10-м номере журнала «Пожарное дело» за 1910 год: «Пожар в соседнем селе… «Лошадь седлают уже, Ваше высокопревосходительство», – докладывает ловчий. Еще минута другая – и от ворот парка лихо, по-мужски в седле, мчится она туда, где огонь яростно пожирает все, что лежит на его пути, – мчится впереди своих добровольцев, с лихим перезвоном обоза несущихся на помощь горящим…»
Мария Ермолова сыграла большую роль в становлении детских пожарных команд в России. Так, при Ряжском обществе были организованы детские учебные отряды, где подростков обучали работе с пожарными инструментами и оказанию помощи пострадавшим от огня. Благодаря ее инициативе 28 июля 1911 года представители из трех детских пожарных отрядов Петербургской и Рязанской губерний приняли участие в смотре и показательных выступлениях «потешных юноармейцев».
После окончания мероприятия лучшие из них были удостоены чести вручить государю Николаю II, принимавшему парад, комплект полного обмундирования «потешного пожарного» для цесаревича Алексея и книгу брандмейстера А.Г. Кривошеева «Пожарная памятка русским детям».
Заслуживает внимания личность другого заведующего библиотекой – Владимира Степановича Пушкарева, уроженца уездного города Скопина Рязанской губернии, где его отец, Степан Иванович Пушкарев, был врачом, а затем городским головой после небезызвестного И.Г. Рыкова, на место которого был избран. В 1880-е годы дело банкира Ивана Рыкова, организовавшего первую в России финансовую пирамиду, прогремело на всю империю. Перечитайте судебные очерки А.П. Чехова «Дело Рыкова и комп.»!
Владимир Степанович окончил в Рязани Первую мужскую гимназию и историко-филологический факультет Московского университета, преподавал, возглавлял библиотечный подотдел в губернском отделе народного образования (губоно), был членом Общества исследователей Рязанского края.
Первые месяцы его деятельности на посту заведующего библиотекой были связаны с большой организационной работой по ее переезду из сырого подвального помещении губоно в здание бывшего Всесословного собрания (ныне угол ул. Свободы и Ленина) и слиянию с фондом 1-й районной библиотеки.
Будучи руководителем главной библиотеки Рязани с июня 1922 года по август 1926-го, он вел дополнительную работу и по музейному делу, находясь на внештатной и неоплачиваемой должности заведующего губмузеем – подотделом губоно по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
Стоит упомянуть об одном малоизвестном факте из его биографии. 28 февраля 1926 года Пушкарев был арестован Рязанским губернским отделом ГПУ по подозрению «в связях с иностранными подданными, осужденными за принадлежность к шпионской деятельности в пользу Франции», и с 3 марта находился под подпиской о невыезде. Правда, постановлением ОГПУ Московского военного округа от 19 апреля 1926 года производство по делу в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления.
В фонде библиотеки им. Горького выявлено несколько изданий конца XIX– начала XX веков из личной библиотеки Владимира Степановича Пушкарева с его владельческими штампами. Среди них – отдельные тома из полного собрания сочинений Виссариона Белинского, лекции Максима Ковалевского о происхождении и развитии семьи и собственности, изданные Флорентием Павленковым в серии «Популярно-научная библиотека», труд Ивана Энгельмана по истории крепостного права в России, «Записки» декабриста Ивана Якушкина.
Экземпляр юбилейного издания «Историческая записка Рязанской I-й мужской гимназии» с владельческой подписью Владимира Степановича Пушкарева на титульном листе занял достойное место в коллекции автографов областной библиотеки им. Горького.
О директорах библиотеки – предшественницы современной «Горьковки» вам рассказывала Ирина Николаевна Леонова, главный библиотекарь отдела хранения основного фонда.