Рядовой башкир деревни Сарыс-Баш Сибирской дороги Кунгурского уезда. Полковник повстанческой армии. Он одним из первых в Северном Башкортостане присоединился к восстанию. Жители деревни Иразтюба Сибирской дороги Кунгурского уезда 3 января 1774 года «собравшись и стар и млад, определили: Кунакбая Джумаева сына из деревни Сарыс-Баши той же Сибирской дороги – на должность полкового старшины» [1].
В сохранившихся источниках Кунакбая Джумаева не называют «полковником». Однако чин «полкового старшины» для казачьего войска был равнозначен чину «полковник». Например, в приказе от 6 января 1774 года полковник Мавлют Аитов к известному башкирскому повстанческому полковнику Батыркаю Иткинину обращается «полковой старшина». В протоколе схода крестьян Кунгурского уезда от 9 января 1774 года Кунакбая Джумаева называют уже полковым командиром, то есть полковником [2].
Полковник Кунакбай Джумаев во главе повстанческого отряда, скомплектованного из «башкирских казаков» окрестных деревень, отправился под Кунгур для соединения с войском Батыркая Иткинина. В приказе полковника Мавлюта Аитова перед Кунакбаем Джумаевым ставится целый ряд конкретных задач: нести воинскую службу Петру Федоровичу, покорять [непокорившихся], брать у населения подводы по необходимости, выдавать «покорившимся рабам» милосердные билеты, а «у непокорившихся рабов насильно изымать имущество», «вешать и резать подобных злодеев-обывателей».
Судя по сохранившимся документам, Кунакбай Джумаев успешно выполнил все поставленные задачи. Он соединился с войском Батыркая Иткинина и Канзафара Усаева под Кунгуром, занимался набором людей в повстанческий отряд, сбором лошадей и фуража, принимал активное участие в восстании в Северном Башкортостане в декабре 1773 – начале января 1774 года. Вместе с Канзафаром Усаевым и Мавлютом Аитовым участвовал в штурме и захвате Ачитской крепости и в казни её коменданта капитана Б.В.Воинова. Положение Кунакбая Джумаева в повстанческом движении в Северном Башкортостане зимой 1773–1774 годов подтверждается в приговоре от 8 января 1774 года о казни коменданта Ачитской крепости капитана Б.В.Воинова. В конце приговора после подписи «полкового командира» Канзафара Усаева следует: «Сибирской дороги Кунгурского уезда полковой старшина деревни Сарыс-Баши я, Кунакбай Джумаев сын, вместо подписи тамгу свою приложил» [3].
Следует подчеркнуть, что Канзафару Усаеву чин полковника еще в декабре 1773 года в Бердском лагере присвоил сам «государь Пётр Федорович» – Е.И.Пугачев. Следов участия Кунакбая Джумаева в штурме Кунгура в составе войска Салавата Юлаева в источниках не имеется. В списке колодников Казанской секретной комиссии его имя также не обнаружено. Видимо, из-под Кунгура он вместе с Батыркаем Иткининым вернулся домой и отошел от движения. Дальнейшая судьба не известна.
Литература:
1. Воззвания и переписка вожаков Пугачевского движения / [Сост. М.А.Усманов и др.] – Казань: Издательство Казанского университета, 1988. – С.77–78.
2. Там же. – С.83, 85
Назир КУЛБАХТИН, доктор исторических наук.
Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/
- Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий!
- Друзья, оцените, если вам полезна наша статья 👍
- Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации!
Наши группы в социальных сетях:
"ВКонтакте" https://vk.com/club117987611 ,
"Одноклассники" https://ok.ru/group/55438054981651 ,
"Фейсбук" https://facebook.com/groups/1525400960869573/
Друзья! Просим вас придерживаться культуры общения. На нашем канале запрещены оскорбления, ненормативная лексика и прочее. Все комментарии, нарушающие правила, будут удалены.
Надеемся на ваше понимание. Спасибо!