Найти тему
История войн и оружия

Воздушные бои над северным фасом Курской дуги 9 июля 1943 г.

Як-1
Як-1

9 июля в оперативной сводке группы армий "Центр" отмечалось, что имелись многочисленные налеты советской авиации, особенно в районе Подолян - Бобрик - Саборовка, в разведсводке той же командной инстанции отмечалось, что несмотря на большие потери вражеская авиация является важным фактором обороны.

Наше командование ввело в тот день 234-ю истребительную авиадивизию полковника Татанашвили, в соединении было много молодых пилотов без боевого опыта, несмотря на это оно считалось одним из лучших в авиации Брянского фронта. Три из четырех полков перебазировали на аэродромы Колпна, Красное, Лимовое (80 км северо-восточнее Курска), ранее их занимали части 273-й иад полковника Федорова. К утру 9 июля на этих аэродромах осталось только 14 исправных машин.

Командир дивизии оставил 133-й истребительный авиаполк в резерве и утром поднял в воздух 233-й и 248-й иап для прикрытия наземных войск.

Многие пилоты потеряли ориентировку над непривычным ландшафтом в условиях плохой погоды, 8 самолетов были разбиты при вынужденных посадках. 2 пилота пропали без вести, видимо, были сбиты вражескими асами. Записей о воздушных боях 9 июля не было.

Много боев провели экипажи бомбардировщиков и штурмовиков. В 6 ч утра на пехоту и танки 47-го немецкого танкового корпуса в районе Подсоборовка сбросили бомбы пилоты 241-й бомбардировочной авиадивизии.

Пе-2
Пе-2

Три группы Пе-2, всего 54 машины успешно выполнили задачу и получили благодарность от командующего армией генерала Руденко. Потеряли от огня зениток одну "пешку".

Через несколько минут цели в деревне Соборовка бомбили 34 Пе-2 из 301-й бад полковника Федоренко. Его подчиненные при отходе подверглись атакам вражеских истребителей.

Немцы расстроили группу советских бомбардировщиков, удачно взаимодействуя со своими зенитками. До этого несколько пар "Фокке Вульфов" 190 отвлекли истребителей прикрытия 6-го истребительного авиакорпуса. 301-я бад потеряла 7 машин.

FW 190
FW 190

Германские пилоты атаковали поврежденные и отставшие от строя бомбардировщики. Один экипаж № 4/130 несмотря на обстрел с земли и воздуха, все же дотянул машину до позиций своих войск и сел на вынужденную посадку.

Тяжело пришлось пилотам 299-й штурмовой авиадивизии. При штурмовке наземных войск после полудня 11 Ил-2 были атакованы в лоб. Потерь избежать удалось и продолжить выполнение задания. Истребители прикрытия были отвлечены и "Фокке Вульфы" вновь атаковали "горбатых". Но "Илы" встали в оборонительный круг и отбили все атаки без потерь.

Ил-2
Ил-2

Немецкие асы применили хитрость, они будто бы вышли из боя и скрылись в густой дымке. Ил-2 начали перестраиваться в строй "клин" и были атакованы в третий раз, четыре машины удалось подбить, оставшиеся 7 вновь встали в "круг". Немцы стали атаковать с разных направлений, пытались сбить штурмовики снизу, но наши пилоты снизились до 15 - 20 м и всего отбили до 30 атак.

Неудачно провели бой 6 Ил-2 из этого же соединения, которые шли следом. Сначала две пары FW 190 отсекли и связали боем 8 Як-1 из 896-го иап. Пилоты "Илов" замешкались и не встали вовремя в оборонительный круг, шансов в бою с 25 "Фокке Вульфами" не было. Каждый штурмовик атаковали 3 - 4 самолета, пилота Задорожного атаковали 7 истребителей. Но именно он смог посадить поврежденный Ил-2 № 2148 в расположении своих войск и со стрелком Липтовым вернулся вечером в свою часть.

4 штурмовика 874-го шап были сбиты и сгорели вместе с экипажами. Рассказы советских пилотов об уничтожении в каждом бою по 4 - 6 "Фок" не подтверждаются другими источниками".

9 июля 299-я штурмовая авиадивизия насчитала 82 потерянных самолета, правда больше 15 сели на вынужденные посадки и были пригодны к восстановлению, на автомобилях, повозках и пешком возвращались на аэродром летчики и стрелки, сбитые в этот и предыдущие дни. Из 142 экипажей и 142 исправных Ил-2, которые были утром 5 июля, через 4 дня осталось меньше половины людей и машин.

Советские пилоты действовали с наибольшим напряжением в первой половине дня, а противник нанес свой единственный массированный удар с участием до 100 самолетов из эскадр KG4 и 53 в 19.30.

Советские резервы, прежде всего 19-й танковый корпус располагавшийся восточнее Молотычи в 90 км строго южнее Орла подвергся мощной бомбардировке, но низкие облака и дымы пожаров не дали германским пилотам наблюдать результаты налета. Судя по всему больших потерь советским соединениям нанести не удалось. В 21 ч полк пехоты врага с поддержкой 80 танков попытался прорваться в направлении Фатежа, но задачу не выполнил.

До этого противник атаковал наши войска на фронте 13-й армии, особенно у Понырей, а также на стыке ее с 70-й армией, но слабых участков обороны не нашел. Группы по 20 - 30 бомбардировщиков и пикировщиков больше всего поддерживали 47-й немецкий танковый корпус, но все его атаки отбивались с большими для него потерями.

Продвинуться удалось за день на несколько сотен метров, количество боеготовых танков снизилось до 20 - 25 % от первоначального состава.

Немецкий 6-й воздушный флот выполнил за день 877 вылетов против 755 вылетов 16-й воздушной армии. Немецкая авиация с начала наступления продолжала удерживать господство в воздухе и превзошла нашу авиацию в тоннаже сброшенных бомб и по количеству дневных самолето-вылетов, кроме 6 июля.

Спасибо за прочтение.

Хазанов, Горбач Авиация над Курской дугой.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***

Добавьте описание
Добавьте описание

Закажите по ссылке и промокоду PF11611 до 31.07.21 бесплатную Кэшбэк Карту надежного банка Райффайзенбанка, кэшбэк составляет 1,5 % от покупок, кэшбэк без ограничений по сумме в месяц. Кэшбэк приходит на карту живыми деньгами в начале каждого месяца. Успейте получить кэшбэк 500 руб. при тратах от 500 руб. Обслуживание карты бесплатное навсегда. Как и доставка курьером.

***