Найти тему
Блог для родителей Lucky Child

Зачем нужны бальные танцы, если никто не устраивает балы?

Логичный вопрос, но есть ли на него ответ? Читайте интервью с хореографом Алевтиной Равдель и узнаете, нужны ли бальные танцы мальчикам и можно ли заниматься танцами онлайн.

Танцы – это прекрасная возможность для ребёнка научиться красиво двигаться, избавиться от комплексов, обрести физическую форму и выносливость, завести друзей. Какие это будут танцы – решать ребёнку, лишь бы они доставляли ему удовольствие. Мы поговорили с профессиональным педагогом-хореографом Алевтиной Равдель о том, какие возможности открывают танцы, как они влияют на физическое и психологическое развитие ребёнка, всем ли дано научиться танцевать и о многом другом.

– Алевтина, как давно вы сами занимаетесь танцами? Почему решили обучать детей? Нужно ли для этого педагогическое образование?

– Танцами занимаюсь с 5 лет, сначала было направление «хореография», где-то в 9-10 лет ушла в бальные танцы. Обучать детей в какой-то момент мне пришлось из-за определённых семейных обстоятельств, и, конечно же, для этого я получала педагогическое образование. Но сначала работала только на своём танцевальном опыте и интуиции, тем самым понимая, что нужны ещё знания. Хореограф – это очень разносторонняя профессия. Мы все когда-то были исполнителями, обучаясь технике. Но хороший танцовщик – это не значит хороший педагог. Поэтому необходимо пополнять свою «базу знаний».

Педагог-хореограф Алевтина Равдель
Педагог-хореограф Алевтина Равдель

– Что вы делали во время пандемии, когда все кружки и секции закрылись? Удалось ли приспособиться к «новым реалиям»?

– То же, что и большинство: приспосабливалась вместе со своими детьми. Это оказалось очень увлекательно: от поиска и изучения компьютерных программ/платформ/приложений до изменения вектора работы в целом. Сложилась такая ситуация, и я, как педагог, была обязана «пойти» в этот формат, изменить своё сознание, подстроиться и внести что-то новое и интересное. Дети и родители, которые вместе со мной прошли всю эту «трансформацию», поняли, что всё так же профессионально, как и в зале. Да, не было станка, не было нужного пола, не было огромных зеркал, не было пространства и живой энергетики, но работа была! И мы просто подстроили эту работу под то пространство, которое имели. И для меня большим плюсом в онлайн-занятиях стала возможность обогащать внутренний мир детей при помощи полезных лекций, просмотров спектаклей/фильмов, интересных заданий, флешмобов – того, что я не могла позволить себе в ограниченном количестве времени в зале, когда урок 60 минут, и всё – следующая группа.

– Не представляю себе мальчика, который добровольно изъявил желание заниматься «классическими танцами». Как дети к этому приходят? Как вы перехватываете мамину инициативу и что делаете для того, чтобы первое занятие не стало последним?

– Да, инициатива чаще исходит от родителей, а дальше надо мотивировать, если педагог видит способности. Понимаете, мальчик потом может не связать свою жизнь с танцами (как и девочка), но он сможет владеть своим телом, быть спортивно заряженным (ведь даже если мы говорим о «классике», то это колоссальная мышечная работа и выработка самодисциплины), работать в команде, уважать партнёра и т.п. Что касается первого занятия, то я стараюсь вовлечь всех в такой процесс, который интересен и мальчикам, и девочкам, я отхожу от шаблонных уроков: разминка, станок, разучивание «связки». Если брать младший возраст, то всё через игру, если подростковый – через их интересы. И всегда стараюсь основываться на основных принципах обучения мальчиков, которые вывела сама на собственном опыте:

  1. Хорошо, когда среди мальчиков есть команда (хотя бы два парня в группе – уже хорошо), потому как один мальчик среди 10 девочек сразу вызывает смущение (хотя если педагог мужчина, то это нормально – сразу есть авторитет);
  2. Мальчикам нужны свои кумиры. Как правило, в раннем возрасте это папы, и я, как педагог, стараюсь общаться здесь именно с папами, чтобы они подкрепляли мотивацию сына (в том случае, когда заинтересованы оба родителя и сам ребёнок);
  3. Поддержка внутреннего бунтарства мальчиков. Мне кажется необходимым поддержать именно то, какой он есть, но при этом не возвышать его. (У педагогов от нехватки мальчиков в коллективе часто бывает такое «возвышение» мальчиков, чтобы прямо ставить в пример девочкам. Этого не стоит делать, как показал опыт.)
  4. Примеры. Сила – один из основных показателей, который ценится мальчиками, и я стараюсь приводить много примеров о мужчинах-танцорах, даже показывать видео, где видно, что они никак не слабее других спортсменов;
  5. Всегда учитываю их интересы в постановочном процессе.
-2

– Как танцы физически влияют на детский организм?

– Я считаю, что только положительно. Занятия танцами развивают всё тело (от пальцев на ногах до макушки), а также слух, выносливость, гибкость, улучшают координацию движений. Я называю это «выстраивание умного тела». А самое главное – танцы «нагружают» полезными, нужными «раздражениями» головной мозг для того, чтобы он формировал базу, на основе которой строится дальнейшая успешная жизнь ребёнка. Об этом очень много написано психологами, и я, по опыту, придерживаюсь этой позиции.

– Какие возможны профессиональные травмы? Как их избежать?

– Растяжения, ушибы, разрывы связок, вывихи суставов... Растяжение – одна из самых распространенных травм в нашем виде деятельности. Это может быть как растяжение мышц и связок, так и сухожилий и других тканей без нарушения их анатомической целостности. Поэтому разминка — это не просто формальность! Это самая важная составляющая всего процесса. Необходимо разогреть, «промять» мышцы и только после этого переходить на какие-то танцевальные связки. Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка:

  • возраст, выбор интенсивности и продолжительности нагрузки;
  • вес, выбор амплитуды и скорости движений;
  • общее состояние организма, запрещается тренировка в случае заболевания;
  • уровень тренированности, выбор нагрузки в соответствии с физическими качествами занимающихся и их психическими возможностями;
  • техническая подготовленность, выбор координационной сложности и техники движений с учётом уровня технического мастерства.
-3

Для новеньких я делаю анкеты, которые заполняют родители, чтобы у меня было понимание о физических и психологических особенностях детей. Ведь травма – тяжёлое испытание не только физического плана, но и психологического. Даже при благоприятном исходе травмы у многих детей и подростков отбивается желание продолжать заниматься танцами/спортом.

– С какой периодичностью нужно заниматься?

– Чтобы добиваться определённых результатов – минимум три раза в неделю. В идеале – через день.

– Среди ваших выпускников есть те, кто стал заниматься танцами профессионально?

– Да, есть девочки, которые занимаются профессионально и планируют связать свою жизнь с танцем. Это большая гордость!

– Как убрать зажатость ребёнка? Смущаются ли дети парных танцев?

– На мой взгляд, зажимы отлично снимает геймификация. Это добавление элементов игры в образовательный процесс. Игра – это основной метод работы с детьми любого возраста и даже со взрослыми. Это облегчает восприятие новой информации, процесс получения навыков коммуникации и всегда подпитывает интерес. И, конечно же, благоприятная атмосфера, энергетика педагога.

Насчёт парных танцев – смущение может быть, если это уже подростки и они только пришли в танцы, но при определённой работе педагога это уходит. А маленькие дети обычно воспринимают это как данность, тут могут помешать разве что какие-то обиды (он меня пихнул, она наступила мне на ногу – не хочу с ней танцевать и т.п.).

-4

– Вы отказывали кому-то? Например, ребёнок хочет танцевать, мама воодушевлена, но объективно «ну нет никаких данных»: ребёнок неуклюж, не чувствует ритм, лишний вес. Или любого можно научить?

– Никому не отказывала. Я могу отказать в дальнейшем в основном составе, но в самом обучении, конечно, нет. Ко мне приходят разные дети: кто-то больше склонен к танцам, кто-то меньше, кто-то с большим весом, кто-то с маленьким, но беру я всех и занимаюсь с каждым, учитывая его индивидуальные особенности. Практика показала, что любые способности можно развить с помощью труда. Но самое главное – я очень хочу научить их верить в себя! Развить в них индивидуальность, мне кажется, это очень важно.

– Как считаете, есть будущее у бальных танцев? Зачем они нужны, если никто не устраивает балов? Или это искусство вечно, как балет и классическая музыка? Современные танцы везде: и шоу с ними, и тик-токи… А классические танцы только на соревнованиях, или я ошибаюсь? Не обидно?

– Нет, я не считаю, что классика недооценена. Ведь все великие танцоры выращены на классике. Это фундамент. И потом сейчас проходит огромное количество фестивалей, конкурсов для любых танцевальных направлений. Понятие «балы», конечно, вымерло, в основном все делают performance, шоу, совмещают одно направление с другим. Мне кажется, так будет всегда.

-5

– Заниматься танцами дорого? Какие затраты ждут родителей, помимо платы за сами занятия? Костюмы, специальная обувь?

– Всё относительно. В Москве большой ценовой диапазон, насколько мне известно, групповые занятия где-то от 3000 рублей в месяц до 6000 рублей в месяц 2-3 раза в неделю. Индивидуальные занятия – тут цена зависит от педагога. На костюмы обычно идёт либо годовой взнос, либо ежемесячный. Танцевальная форма одежды и обувь. Но специальная одежда уже покупается родителями, когда понятно, что ребёнок нацелен на постоянные занятия, для начинающих (адаптационный период может быть от 4-5 месяцев) обычно максимально удобна своя одежда и носочки.

– Какие критерии следует учитывать при подборе школы, педагогов?

– Школа, где педагог не гонится за хореографическими достижениями в ущерб знаниям для детей (фундаментальным знаниям). Думаю, это легко понять спустя даже пару недель занятий. Заинтересованность ребёнка после первых двух занятий будет видна. Программа – направления, которые могут быть интересны, в случае чего можно попробовать и то, и другое. Опыт работы педагога немаловажен. Хотя, безусловно, сейчас очень много талантливых молодых педагогов. Ну, и для начинающих – территориальная доступность.

Светлана Журжалина

А ваши дети занимаются бальными танцами?

Читайте также в нашем блоге: