Любой новичок в области видеопроизводства начинает ровно с того же, что и братья Люмьер 125 лет назад – с процесса съемки. Оборудование изменилось до неузнаваемости, но это ничего не меняет. Первый же вопрос, возникающий при подготовке к любой видеосъемке - на что ставить камеру?
Держать камеру в руках физически невозможно, если съемка длится несколько часов. Можно снимать на смартфон с системами стабилизации, разработанными на базе профессиональных систем «стедикам», но это ниша видеопроизводства подходит только для стримов и видеоблогов. К сожалению, качественный контент в регулярном серийном режиме на смартфон не снимешь. Для профессиональной видеосъемки нужна камера с хорошей оптикой и конечно - штатив.
Производителей штативов в мире множество, однако подавляющее большинство пользователей выбирает продукцию нескольких ведущих брендов. Итак, В ТОП3 мировых производителей штативов входят:
- Vinten
- Sachtler
- Manfrotto
В настоящее время все три бренда принадлежат одной группе компаний, но начинали они как производители-конкуренты. Старейшим в этой «большой тройке» является английский производитель Vinten, основанный в 1910 году! Немецкий Sachtler появился в 1958 году. А самый «молодой» из них - итальянский Manfrotto – 1974 год.
Vinten - широчайший ассортимент модельного ряда: от простых штативов до сложнейших студийных пьедесталов, в которых применяются «космические» инновационные технологии. У Vinten, несомненно, лучшие штативные головки, которые дают оператору огромные творческие возможности. Множество тонких настроек при умелом использовании позволяют оператору буквально творить чудеса, при этом все очень удобно и эргономично, вплоть до мелочей. Плохо переносит грубое обращение и работу в экстремальных условиях. Для умеренного климата и работы в помещениях — лучший выбор.
Некоторые операторы признают только Vinten за его выдающиеся творческие возможности. Но есть одно немаловажное ограничение – цена. Vintenпродукт не дешевый, поэтому позволить его себе могут далеко не все.
У Sachtler тоже огромный модельный перечень: от простых моделей до штативных систем и пьедесталов для студий. В отличие от Vinten, штативные системы Sachtler значительно грубее, поэтому намного лучше приспособлены к жесткой и даже жестокой эксплуатации, в том числе и в экстремальных условиях. Хорошо работает при отрицательных температурах, головка штатива не замерзает и позволяет оператору работать зимой на улице. Немецкое качество и надежность, пусть с некоторым отсутствием изящества и тонких настроек. Идеально подходит для работы в репортерских жанрах.
Практически все операторы, работающие на репортажной съемке, выбирают штативы Sachtler. Условия транспортировки переносят отлично, как положено «немцу». Sachtler тоже не бюджетный бренд, но служит долго, а иногда очень долго, так что затраты, во многих случаях, окупаются. В практическом использовании Sachtler переживали смену нескольких поколений штативов других производителей, которые не выдерживали тяжелой эксплуатации.
Manfrotto по происхождению итальянец и это определяет его «легковесность» по сравнению с двумя предыдущими брендами, но не означает понижения качественных параметров. Надо отметить особо дружественное отношение к фотоаппаратам, а это сегодня большой плюс, фотокамеры для съемок видео - базовый тренд в видеопроизводстве. Хотя и для видеокамер Manfrotto один из самых достойных «партнеров» в работе. Великолепен для малых студий, в том числе удаленных, а также для временных съемочных площадок. Прекрасно работает и в репортажных условиях, но только без экстрима и грубого обращения. Не стоит работать с Manfrotto в условия крайнего севера, это все-таки «итальянец».
Большой выбор моделей для любого применения позволяет точно подобрать конкретный вид головки и трипода под задачи, приоритетные для оператора. При этом модели от Manfrotto дешевле аналогов от Vinten и Sachtler. В большинстве случаев является лучшим выбором по соотношению цена/качество. Особенно при многокамерной работе с фотоаппаратами в статическом режиме, например, при съемке интервью. Тут у Manfrotto иногда просто нет конкурентов, если не считать «но нейм» производителей. Но такие штативы не надежны, имеют низкое качество, долго не работают и могут подвести во время съемок и прямых трансляций, а Manfrotto – надежные штативные системы от проверенного европейского производителя.
В заключении хочется успокоить начинающих работников медиаотрасли и индивидуальных производителей видеоконтента, расстроенных высокой стоимостью ведущих европейских производителей. На рынке появилась новые торговые марки, взявшие за основу потребительские свойства штативных систем знаменитых брендов, но при стоимости в 3-5 раз дешевле. Это штативные системы ACE и Acebil.
Специалисты VIDAU Systems неоднократно проводили тестирование этих штативов в работе, в том числе и в тяжелых экстремальных условиях и могут с уверенностью рекомендовать их к использованию, подтверждая надежность и качество.