Атомоход К-19 был построен в реально короткие сроки как ответ Америке на ее атомную подводную лодку «Джордж Вашингтон». Закладка К-19 произошла в октябре 1958, а ровно через год – в октябре 1959 – лодку уже спустили на воду. Ходовые испытания начались летом 1960-го. Еще через год начались учения «Полярный круг», когда и произошла трагедия с гибелью людей, совершивших подвиг. Но обо всем вкратце по порядку.
Лодка уже возвращалась на базу (прим. Информация из Википедии, в других источниках – шла на точку проведения стрельбищ – условного нанесения ракетного удара), когда в Северной Атлантике 4 июля в 04:15 сработала аварийная защита реактора левого борта. Как позже будет отмечено комиссией, занимавшейся расследованием причин произошедшего, – вследствие нарушения технологии сварочных работ при монтаже трубопроводов первого контура произошел разрыв трубки.
Технических подробностей относительно того, что и как произошло, в различных источниках много. Того, как экипаж лодки подручными средствами пытался предотвратить возможный взрыв, тоже. Я не буду пересказывать эти подробности, в которых хоть и разобралась, но для большинства читателей они будут непонятными и лишними – в конце материала дам несколько ссылок, по которым можно проследить, что и как произошло. Я передам лишь хронику событий.
После получения сообщения, что на атомном реакторе произошла авария, командир приказал объявить по кораблю радиационную опасность. Что было самым тревожным на тот момент, что из-за падения уровня воды после разрыва трубки заклинило оба насоса, а они обеспечивали циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне стала резко повышаться.
Инженеры К-19 предположили, что без охлаждения реактора его температура превысит точку плавления урана, расплав будет скапливаться в нижней части реактора и может ядерный взрыв. А это не только гибель лодки со всем экипажем – взрыв грозил экологической катастрофой, радиоактивному отравлению вод Мирового океана.
После совещания на К-19 решили организовать охлаждение конструкций реактора водой его активной зоны. Это решение предложил командир дивизиона движения БЧ-5 капитан 3 ранга Юрий Повстьев. Командир БЧ-5 Анатолий Козырев, Юрий Повстьев и командир 3-го дивизиона Михаил Красичков разработали схему монтажа проливки реактора. Оставалось самое важное и смертельно опасное – выполнить все работы согласно схеме.
По типовому корабельному расписанию реакторы обслуживала группа спецтрюмных: лейтенант Борис Корчилов, главстаршина Борис Рыжиков, старшина 1-й статьи Юрий Ордочкин, старшина 2-й статьи Евгений Кашенков, матрос Семен Пеньков, матрос Николай Савкин и матрос Валерий Харитонов. Каждый из них понимал, что тот, кто первым спустится в отсек, получит смертельную дозу облучения.
Вызвался лейтенант Борис Корчилов, выпускник Высшего военно-морского ордена Ленина инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского.
Лейтенант Корчилов и первая аварийная партия, одетые в химкомплекты, вошли в отсек. Через некоторое время их сменила другая группа во главе с Юрием Повстьевым. Затем вошла третья главстаршины Бориса Рыжикова. Три партии подводников поочередно вели работы в реакторной выгородке до конца.
Борис Корчилов, как и ожидалось, получил смертельную дозу облучение. После того, как он вылез из реакторного отсека и снял маску противогаза, на его губах пузырилась желтоватая пена. Лодочный врач понял, что жить ему осталось мало.
Лишь спустя сутки весь личный состав К-19 был переправлен на подошедшие дизельные подводные лодки.
Первыми 10 июля умерли Борис Корчилов, Юрий Ордочкин и Евгений Кашенков. Через два дня не стало Николая Савкина, потом (13 июля) Валерия Харитонова, (15 июля) Семена Пенькова, Бориса Рыжикова. 20 июля умер командир 1-го дивизиона Юрий Повстьев, 23 июля – главный старшина Борис Рыжиков. В Википедии есть данные, кто и какую дозу радиации получил.
Остальные члены экипажа также получили превышающую допустимую дозу радиации – им потребовалась пересадка костного мозга с последующим полным переливанием крови. Эта методика спасла жизни нескольким подводникам, также получившим смертельную дозу радиации.
Командир К-19 Николай Владимирович Затеев умер 28 августа 1998 года. Согласно его завещанию, Затеева похоронили в Москве на Кузьминском кладбище, где лежат большинство из погибших в июле 1961 года членов его экипажа. Их могилы объединены мемориалом, стилизованным под контур подводной лодки.
Тела Корчилова и Повстьева, по просьбе родных, перевезли в Ленинград и похоронили рядом на Красненьком кладбище, а Бориса Рыжикова - в Зеленогорске.
В 1970 году от последствий облучения умер командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Анатолий Козырев.
5 августа 1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР о награждении личного состава К-19. 49 человек были награждены орденами и медалями, остальные - грамотами и ценными подарками.
Это были совсем не те награды, о которых ходатайствовал командир. Имена троих погибших моряков он подавал на звание Героя Советского Союза, но их наградили орденами Ленина и Красной звезды.
В 2006 году экс-президент СССР Михаил Горбачев воспользовался своим правом нобелевского лауреата и выдвинул соискателем на Нобелевскую премию мира экипаж К-19. Но ее получил «Сельский банк» и его основатель Мухаммад Юнус из Бангладеш «За усилия по созданию основ для социального и экономического развития».
История К-19 кинозрителям знакома по одноименному фильму, в котором в главной роли снимался Харрисон Форд. В аннотации к ленте указано, что это военная драма, основанная на реальных событиях. Насколько рассказанное в фильме соответствует тому, что произошло на самом деле, не могу сказать – много о ленте слышала, но не видела.
Все, что основано на реальных событиях, но несет художественную (читай, придуманную) нагрузку, где сложно разобраться, что было на самом деле, а что сочинили сценаристы – сильно искажает саму историю.
После романа Фадеева «Молодая гвардия», где многое не так, а главное было как раз иначе - художественные произведения, основанные на реальных событиях, вызывают серьезные сомнения.
Благодарю, что дочитали. Оставайтесь на канале «Истинные ценности», подписывайтесь и заходите почаще!
Источники (ссылки активные):
Авария на советской подводной лодке К-19 4 июля 1961 года. Справка