Есть шутка, что абсолютно здоровых в психическом плане людей не бывает, и если вам кажется, что с головой полный порядок, значит вы не до конца обследовались… Доля правды в этом есть, отклонения бывают у всех, и различными неврозами страдали в том числе гении русской литературы. Современные психиатры (как дипломированные, так и «диванные») смогут поставить известным писателям и поэтам «популярные» сегодня диагнозы. Какие отклонения можно найти у известных писателей и поэтов? Вспомним 5 ярких «невротиков» среди гениев пера!
Николай Гоголь всю жизнь страдал от шизофрении и биполярного расстройства (маниакально-депрессивный психоз), хотя в 19 веке такого диагноза еще не существовало. У него случались галлюцинации, состояние апатии и возбужденности сменяли друг друга. Писатель то тосковал, но не мог удержаться от беспричинного веселья. Расстройства были наследственными: отец Гоголя был склонен к меланхолии, у матери также отмечались резкие и очень заметные смены эмоционального состояния. Типичная «биполярочка», как скажут сегодня.
Горькая правда жизни: Михаил Зощенко писал очень смешные произведения, при этом был отнюдь не весельчаком. «От хорошей жизни писателем не становятся. Надо что-то претерпеть или вообще быть больным». – говорил он. С самого детства Зощенко был ужасным ипохондриком, и на протяжении всей жизни страдал от меланхолии и тревожно-фобического расстройства, впадал в депрессивные состояния. Он понимал свою эмоциональную несостоятельность и боролся с ней посредством психоанализа. О своем опыте написал автобиографичный роман «Перед восходом солнца». Поддерживали его и окружающие, в том числе супруга, даже измены прощала, ведь это был всего лишь способ унять хандру.
Нервные заболевания Михаила Лермонтова были наследственными. От матери досталась нервозность, от деда (который ушел из жизни, выпив яд) – склонность к депрессиям. Отец страдал от вспышек беспричинного гнева, что передалось ребенку, а деспотичная бабушка баловала и одновременно подавляла внука. По свидетельству современников поэт обладал отвратительным характером: был язвителен, желчен, обижал других. Мог одновременно проявлять доброту и жестокость, с ранних лет задумывался о самоубийстве – будто специально искал погибель. Биографы полагают, что у Лермонтова был ярко выражено шизоидное расстройство личности (известно также, как шизоидная психопатия), для которого характерны замкнутость, эмоциональная холодность, погруженность во внутренний мир и пр.
Николай Некрасов был подвержен жутчайшим приступам депрессии: частым, регулярным. Во время них поэт подолгу лежал на диване (у него имелся специальный диван для хандры), ни с кем не разговаривал, либо молчал, либо причитал, что скоро умрет. Не удивительно, что его стихах столько «чернухи», и Некрасов заслужил статус «самого угрюмого поэта русской литературы». На фоне депрессивных приступов литератора посещали мысли о самоубийстве. Он даже выбирал, каким способом будет лучше уйти из жизни – застрелиться, повеситься, сделать это чужими руками: быть убитым на войне или на дуэли. Некрасов, к счастью, справился с тягой к суициду и умер от онкологии.
Сергей Есенин был наследственным алкоголиком – в семье пили и дальние, и ближние родственники на протяжении нескольких поколений. Поэт также попал в зависимость, причем в очень раннем возрасте. Даже понимая, чем грозит постоянное употребление, не мог остановиться. За несколько лет праздной жизни на фоне регулярных запоев у Есенина развился маниакально-депрессивный психоз. Возлюбленная поэта Айседора Дункан первой заметила тревожные звоночки в поведении литератора. Вспышки агрессии сменялись состоянием покоя, даже апатии, Есенин жаловался на усталость – и физическую, и моральную, не знал, как жить. Дункан водила его по заграничным врачам, но лечение не дало результатов.
Читайте наш канал и любите литературу!