Послеродовая депрессия, согласно официальной статистике, навещает около 13% женщин в разные периоды после рождения малыша. Однако это лишь те случаи, когда женщина обращается за помощью к специалисту, а сколько же историй остаётся за кадром?
На самом деле, все обстоит гораздо печальнее, почти каждая женщина сталкивается с проявлениями послеродовой депрессии. Казалось бы, долгожданный малыш, трепетно оберегаемый мамой и папой, не должен вызывать никаких неприятных эмоций у матери, но, как ни странно, это все же происходит.
В первый раз родив дочь, которую мы с мужем очень хотели, я отсекла все контакты с внешним миром. Я хотела быть с ребёнком, около ребёнка и думать только о ребёнке.
Мои прогулки совершались в одиночестве или только с мужем, большую часть времени мы с дочерью проводили вдвоём в квартире, пока муж работал или занимался своими делами. Помимо этого, я стирала и гладила пелёнки, не прикасалась к памперсам, пока мы находились дома, постоянно кипятила соски и боялась лишнее движение сделать, лишь бы не навредить дочке. Было ли такое поведение ответственным? Несомненно. Приносило ли мне это удовлетворение? Едва ли.
Полностью поглотивший меня уход за ребёнком начал негативно влиять на другие стороны моей жизни. Боясь, как бы не показаться плохой мамой или хозяйкой, я в дневной сон малышки в темпе вальса намывала полы во всех комнатах до скрипа, готовила обед из трех блюд, стирала скопившуюся одежду и, когда дочь просыпалась, была абсолютно измотана и выжата как лимон. Какие уж тут игры и развивающие занятия?!
К вечеру сил не оставалось совсем, а тут ещё приходил муж, которому тоже нужно было моё внимание и забота, которых ему я уже не могла дать. Скопившуюся усталость за дни и недели беспрерывного бега в колесе бытовухи я изливала на ни в чем не виновного отца моего ребёнка, отношения стали гораздо хуже.
Вот тогда, когда вся жизнь при максимуме моих усилий стала почти невыносимой, я заметила у себя признаки послеродовой депрессии.
Долго я не могла понять, почему, когда я была беременна, никто не говорил о сложностях, вспоминая лишь о бесконечном счастье, которое я должна испытывать. Я не была счастлива. Ребёнок начал вызывать раздражение наравне с безумной любовью. Мне казалось, что я плохая мать, раз устаю от собственного дитя, начались навязчивые мысли, уходила в другую комнату, где плакала и кричала, а потом возвращалась к дочери и крепко-крепко обнимала её, прося прощения за отсутствие. Я была на грани.
В этот момент моё состояние было настолько плохим, что несмотря на моё истеричное настроение, муж начал осознавать, что мне нужна помощь. Он стал чаще оставаться дома, забирать ребёнка на прогулки и мотаясь по делам, освободив мне время для СЕБЯ. Он помогал мне с бытовыми делами, сам запускал стирку и развешивал белье, готовил обед и ужин. Привлёк к помощи наших родителей, отвозя малышку к бабушкам и дедушкам, а сам отводил меня в кино, в магазин, в кафе только вдвоём.
Как это чудесно, подумаете вы, но как бы не так. Первые несколько недель я активно сопротивлялась этой помощи, чувствовала себя ещё хуже и вообще ненужной, ведь, оказывается, все справляются без меня. Только немного позже, я смогла пересмотреть свое поведение и поняла, насколько мне повезло иметь рядом такого человека.
Тогда я задумалась вот о чем: сколько же женщин оказываются в аналогичном состоянии, но вместо поддержки получают упрёки и раздражение от супругов и близких родственников? Я решила углубляться в эту тему и пошла учится в магистратуру на психолога, взяв в качестве предмета исследования как раз женщин в декрете.
Самое главное, по моему скромному мнению, уметь распознать в себе и в своём близком человеке тревожные сигналы о его состоянии, а затем помочь ему или себе самому, в первую очередь. Осознание своей личности, своей ценности - это огромный шаг в сторону здорового материнства.