Найти в Дзене

Магия скульптур на станции «Площадь революции»

Почему считается, что потереть нос бронзовой собаке на «Площадь революции» — на удачу, а одного из петухов — наоборот, лучше не трогать? Тайны известных статуй столичного метро (мимо которых некоторые москвичи проходят каждый день): как «матрос-сигнальщик» влюбил в себя британскую принцессу, и какое послание из прошлого оставил «студент с книгой».

О легендах вокруг знаменитых статуй на станции «Площадь революции» рассказывает экскурсовод проекта «Экскурсии в метро» Андрей Антосяк.

По легенде, когда Сталин когда был на экскурсии на этой станции — он ходил между этими скульптурами и говорил такие слова «как живой, как живой». Причем изначально эти скульптуры были белые, гипсовые. Но как только Сталин так отреагировал на то, что он увидел — эти скульптуры сделали в бронзе, поэтому таким образом они стали уже не просто украшением, а визитной карточкой московского метро.

Сейчас каждый день пассажиры на станции метро «Площадь революции» стараются дотронуться до носа бронзовой овчарки — чтобы повезло на экзаменах, если собираются на свидание — трогают туфельку у студентки, на удачу трут петуха бронзовой птичницы и флажки в руках у матроса. Как будто здесь есть какая-то магия: а может быть, она в удивительных судьбах тех, кто стал прообразом для этих скульптур? Как появилась традиция наглаживать собаку, почему одного их петухов — тереть, наоборот, ни в коем случае нельзя, и как матрос-сигнальщик влюбил в себя британскую принцессу?

Почти все фигуры, кроме детских, чтобы уместить в арочные проходы, пришлось изобразить либо сидящими, либо согнувшимися, либо вставшими на колено — из-за этого ходила опасная шутка, что «на станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Сейчас некоторые места на бронзовых скульптурах сияют, будто это золото — миллионы рук отполировали их до зеркального блеска. Прообразом пограничника с овчаркой был знаменитый Никита Карацупа и его пес Индус — но моделью для скульпторы стала овчарка Ирма архитектора станции Алексея Душкина. Как возникло поверье, что нос собаки приносит удачу? Рассказывает экскурсовод проекта «Экскурсии в метро» Андрей Антосяк:

Первыми это начали делать студенты Бауманского университета, который находился там в нескольких станциях метро. Вот как раз по этой линии и считалось так, что если ты коснулся и потер нос собаки, которая замерла у пограничника, то тогда экзамен будет сдан великолепно. А если заднюю лапу собаки -— то это значит, зачет будет сдан великолепно. Причем тереть нужно не только одну фигуру. Как раз нужно было потереть по этой примете все четыре скульптуры, которые расположены на одной линии. И тогда всё: ты сдашь великолепно этот экзамен и этот зачет.
Также есть такая традиция, что если проходить дальше по центральному залу станции — там есть птичница. У ее ног стоит петух и вот слева петух затерт до блеска, а справа он черный и его не трогают. И я долго думал, почему слева петуха натирают, а справа не трут. Причем есть такая примета, и даже в нескольких источниках я читал о том, что это дурная примета — потереть петуха, который справа. То есть это как бы считается «петух для готов». Но почему слева трут, а справа нет? Один из экскурсантов мне открыл эту тайну: он говорит так, что (и в принципе в его словах я вижу долю смысла) изначально станция была тупиковая. То есть один вход был исторически эскалаторный, а противоположный был тупиковый. Пассажиры заходят в центральный зал. И есть такая традиция — плюнуть через левое плечо, как защита от нечистых сил.
И вот как раз слева петуха трут на удачу, а справа не трут. Так же туфельку у студентки трут — тоже считается, что это принесет удачу на свидании. То есть это тоже студенческий фольклор: денег на цветы нету, но вот потер туфельку — и свидание прошло прекрасно.

Считается, что если ранним утром прикоснуться к флажкам матроса-сигнальщика — это залог удачи на весь день. Для этой статуи скульптору Матвею Манизеру позировал будущий контр-адмирал Олимпий Рудаков — тогда еще курсант. И он стал первым человеком, с которым танцевала британская королева Елизавета, взойдя на престол.

... Это было в 53-м году. По случаю коронации в Портсмуте — состоялся военно-морской парад. Но по пути российский крейсер «Свердлов», капитаном которого был Олимпий Рудаков, попал в жесточайший шторм. Начало торжеств едва не пришлось переносить, ведь по традиции первой с вступлением на престол ее величества должна поздравлять Россия, а корабль задерживался. И когда организаторы уже почти отчаялись, на горизонте появился русский крейсер. Не сбавляя скорости, он влетел на рейд и, отказавшись от лоцмана, начал швартовку, встал на якорь в три раза быстрее британских нормативов — и этим произвел огромное впечатление на королеву. На награждении Елизавета II выделила русского капитана. Первыми в строю стояли американские и французские адмиралы, за ними — Рудаков. Но ее величество сначала вручила памятную медаль ему. На коронационном балу Рудаков преподнёс Елизавете подарок советского правительства — горностаевую мантию. В ответ королева первый тур вальса подарила русскому офицеру, а после сама подвела его к своей сестре — принцессе Маргарет. А вот какая байка разошлась о том, что происходило дальше:

Был еще один вальс, теперь уже с принцессой. Следом, опять нарушая все мыслимые традиции, королева предлагает аудиенцию, но не «высоким» представителям России, а вновь капитану, и они исчезают в ее кабинете. Даже невозмутимый премьер-министр Англии Уинстон Черчилль разводит руками и удаляется с приема.
На следующий день принцесса Маргарет прислала на борт советского крейсера целое море роз. Откуда ей было знать, что у капитана аллергия на цветы, и он приказал раздать розы по кубрикам всем матросам! Позже к борту причалил катер с принцессой Маргарет. Видя, что ни в каюте командира крейсера, ни в кают-компании цветов нет, она выразила дворецкому неудовольствие: как это так, ее распоряжение не выполнено?!
— Ну что вы, Ваше Высочество, розы прекрасны! Спасибо! — ответил Рудаков. — Но весь экипаж был так очарован Вашим Высочеством, что пришлось их раздать морякам.
— Ах, так? — благосклонно приняла объяснение принцесса. — Завтра вам доставят новые цветы! В очередной раз, навестив крейсер, она, абсолютно не смущаясь присутствия офицеров, заявила Рудакову, что русский офицер ей очень нравится и она не прочь провести с ним время...
— Извините, Ваше Высочество, но тут до некоторой степени военный корабль. Уставы не разрешают его надолго покидать!
— Не принимаю никаких возражений! — надула губы принцесса. — И в моей сумочке уже лежит письменное разрешение королевы на десятидневное путешествие в вашем обществе по замкам Англии.
Капитан был в замешательстве, но получил через посольство “добро” из Москвы на два дня отпуска
Из книги Олега Фочкина “Москва. Лица улиц. Продолжение легенд”).

Скорее всего, все эти слухи о неудавшемся романе — выдумка. Как и то, что на балу у королевы Рудакову поднесли бокал шампанского — а тот со словами «Да вы что, разве русские так пьют!» — вытащил из стоявшей рядом вазы цветы, налил туда водки и залпом выпил.


Матрос, стахановец, девушка-дискоболка — ребятам, которые позировали скульптору Манизеру для этих фигур, тогда было по 20-30 лет. И их судьбы сложились по-разному.

В одной из арок станции «Площадь революции» спрятана статуя студента с книгой. К которой люди до сих пор приносят цветы.

Короткий рукав, вокруг него книги и он так сидит, приобняв колено, повернув голову в сторону. И вот эта скульптура — ты как бы можешь пройти мимо и не посмотреть на нее. Но прототипом и моделью для этой скульптуры послужил реальный человек. Его звали г. Это студент российской спортивной академии, спортсмен и он был чемпионом СССР по прыжкам в высоту. И вот он закончил свой институт и его призывают в ряды вооруженных сил. Он уходит, у нас Советско-финская война. Он проходит эту войну, возвращается. в своем институте он поступает в аспирантуру. И начинается Великая отечественная война. Он уходит на войну, там он оканчивает командирские курсы. Воюет и пропадает без вести под Ленинградом — как раз на синявинских высотах. И получается, что вот у нас в Москве появляется вот эта скульптура, которой каждое 9 мая приносят живые цветы. Это делали сначала его жена, а потом его дочь. Потому что для них он ушел на войну именно таким - каким он запечатлен на этой станции, в этой скульптуре. И это, получается, такой памятник неизвестному солдату, потому что они не знают, где его искать, его останки, они где-то пропали без вести.
И вот недавно я прочитал историю. Мне понравилась эта история, потому что я думаю что она истинная. Поисковики находят останки под Ленинградом, под Санкт-Петербургом и они находят солдатский медальон — это пластиковая капсула, в которую солдаты клали бумажку, на которой карандашом было написана фамилия и звание и год рождения солдата. Солдаты в те годы — они считали, что когда ты заполнил этот солдатский медальон, то это ты подписал себе смертный приговор. Ну такая примета была. И также мы знаем, что бумага в земле недолго сохраняется... И вот находят поисковики один из солдатских медальонов. И как раз в нем они видят эту бумагу, которая хорошо сохранилась. И там надпись Аркадий Гидрат. А на обороте этой карточки его рукой карандашом было написано послание его жене и всего лишь два слова «Живи счастливо». То есть это как бы послание из прошлого. И я думаю, что это послание не только его жене, это еще и послание нам, современникам. То есть если бы люди того времени могли что-то сказать нам и обратиться к нам — я думаю, многие из них сказали бы именно эти два слова «живите счастливо». То есть это обращение к нам. Поэтому живите счастливо.