Зарождение советской школы рукопашного боя началось в 20-30-х гг. прошлого века, и связано с именами таких специалистов, как Ознобишин, Спиридонов, Ощепков. Их разработки моментально были под контроль советскими спецслужбами, и впоследствии многие из них стали засекречены.
В основе методик этих специалистов лежало модное тогда дзю-дзюцу и дзюдо. Четкую грань между ними провести было сложно, т. к. дзюдо еще только делало первые шаги, отделяясь от материнского стиля. Ясно, что преобладала бросковая техника, с обилием болевых, удушающих приемов, подсечек. Ударная часть была представлена, в основном, английским боксом. Также, в качестве источников, встречался французский бокс (в частности, у Н. Ознобишина). Однако, удары ногами как самостоятельный раздел системы рукопашного боя, большого развития не получили. В основном, все ограничивалось ударов в пах, и ударом коленом.
Дополнившись разработками коллег и последователей, системы Спиридонова и Ощепкова слились, образовав советское боевое единоборство самбо, которое было взято на вооружение сотрудникам спецслужб.
Боевой раздел самбо хорошо зарекомендовал себя во многих ситуациях, однако, изоляция Советского Союза, сыграла с ним злую шутку. Варясь в собственном соку, не обновляясь и не обогащаясь элементами других систем, самбо перестало развиваться. И тут взгляд спецов из КГБ совершенно случайно упал на карате. Точнее, на его кубинскую версию.
В те годы, между Советским Союзом и Кубой, существовали тесные контакты, в том числе - в сфере взаимодействия спецслужб, и обмена боевым опытом. Побывав с официальным визитом на Острове Свободы, заместитель Председателя КГБ, генерал-полковник В. П. Пирожков, познакомился с рукопашным боем кубинского спецназа. В его основе, помимо боевого самбо, лежала очень интересная версия карате. Это был переработанный вариант стиля дзёсинмон, приспособленный для поставленных задач.
Создателем «карате оператива» является кубинец Рауль Риссо. Он много лет занимался боевыми искусствами, по одной из версий начав тренироваться в школе кунг-фу выходца из Китая. Позднее он познакомился с учеником основателя стиля дзёсинмон, и заинтересовался им. Риссо побывал в Японии, где тренировался под личным руководством основателя стиля –Икэда Хосю. В результате этих тренировок, и соединения техник карате, боевого самбо, и ранее изученных стилей, родилось знаменитое оперативное карате, которое произвело сильное впечатление на высокопоставленного советского чекиста.
Строго говоря, кубинское карате» Рауля Риссо мало походило на классические стили с японских островов. Риссо творчески переосмыслил базовые техники, выбросив все, что считал лишним. Полученный микст оказался эффективной рабочей системой, опробованной кубинцами в самых разных ситуациях.
Вернувшись домой, Пирожков доложил об увиденном руководству, итогом чего стало приглашение Рауля Риссо в СССР для обучения офицеров КГБ. Это позволило подготовить собственные квалифицированные кадры. Самые известными специалистами стали Юрий Маряшин, Александр Травников, Валерий Самойлов.
Так, рукопашный бой КГБ обогатился техниками карате, среди которых далеко не последнюю роль играли удары ногами. Помимо этого, использовались приемы противодействия вооруженному противнику, и работа с оружием.
Оперативное карате зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, прочно войдя в план подготовки сотрудников, и став его неотъемлемо частью.