Как устроено боевое отделение советского гусеничного гиганта, разрушителя ДОТов с корабельным орудием калибром 130 мм?
Запомните – произносить надо именно «игрек», а не «у». Хотя эта небольшая лингвистическая загадка не помешала советской машине стать знаменитой без преувеличения на весь мир. Молодежь, например, знает СУ-100Y по компьютерной стрелялке World of Tanks и прочим тематическим играм. А любители техники со стажем помнят исполинскую самоходку по музею в Кубинке.
Да и история появления СУ-100Y вроде бы известна «от и до». Столкнувшись в ходе Зимней войны с укреплениями линии Маннергейма, Красная армия затребовала средства прорыва особо прочной эшелонированной обороны противника, что вылилось в разнообразные проекты уничтожителей бетонных ДОТов, эдаких гусеничных крепостей с мощным вооружением и хорошей бронезащитой.
Один из них, от КБ завода №185, как раз и трансформировался в 1940 году в 60-тонную штурмовую самоходку с корабельным орудием калибром 130 мм на шасси опытного тяжелого танка Т-100 (отсюда и ранний индекс машины – Т-100Y, а в работе были еще варианты X и Z). Вот только на войну с Финляндией гигант опоздал, причем буквально на один день. Тем не менее «игрек» все же испытали на полигоне и на бывших укреплениях, однако результаты оказались неоднозначными, и военные окончательно склонились в пользу семейства КВ. А единственный построенный экземпляр САУ в уже потертом состоянии отправили доживать век в Кубинку.
Популярная легенда гласит, будто осенью-зимой 1941 года о СУ-100Y вспомнили и включили в состав тяжелого дивизиона особого назначения, который обстреливал позиции вермахта. Об этом сказано даже на пояснительной табличке к экспонату. Но известный знаток бронетехники Юрий Пашолок утверждает, что по документам в тот момент «игрека» под Москвой вообще не было: машину отправили в Казань и вернули обратно только в 1943-м.
Так или иначе, гусеничный мастодонт сохранился до наших дней. После косметического ремонта СУ-100Y занял место в основной экспозиции парка «Патриот», где у меня и получилось поближе познакомиться с уникальной самоходкой.
Конечно, вблизи СУ-100Y впечатляет, прежде всего, габаритами. Хотя если поразмыслить, то куда более удивителен другой факт – смогли же, черт возьми, наши такое придумать и построить 80 лет назад! Ведь это не макет «чудо-оружия», не фантазия, а полностью рабочая бронированная машина, доказавшая (пусть и с оговорками) способность стрелять и передвигаться своим ходом. Кстати, к открывающемуся вбок люку в тыльной стенке рубки надо идти как раз по крыше моторного отделения, где расположен 850-сильный (по другим данным – 890 л.с.) карбюраторный двигатель ГАМ-34 конфигурации V12 – с авиационными корнями, но позаимствованный у… торпедного катера!
Орудием тоже поделился флот. Фактически среднюю часть корпуса строили вокруг удачной пушки Б-13, прикрыв расчет предельно простыми по форме стальными панелями толщиной 60 мм. По тем временам – серьезная защита. Но как же тесно внутри! Ни разогнуться, ни повернуться. У меня не получилось даже сделать панорамный снимок боевого отделения, где в теории размещались четыре человека (два наводчика, один из которых выполнял функции командира; заряжающий; замковый), которые при необходимости оперировали еще и тремя 7,62-мм пулеметами ДТ.
И ограниченность свободного пространства – это полбеды. Обзором по сторонам разработчики самоходки тоже особо не заморочились. СУ-100Y откровенно «слепая».
Любопытно, что механизмы наведения орудия прекрасно работают и сейчас. Так вот, скажу вам, не очень уютно, когда в сантиметре от твоего тела убийственной гирей перемещается массивная казенная часть с досылателем (позволял увеличить скорострельность). Какой ад творился в этой каморке во время ведения огня, представить не берусь.
А держать себя в руках артиллеристам, видно, приходилось, потому как неосторожный шаг мог привести к падению на дно в прямом смысле этого слова. Орудие ведь закреплено по-корабельному, на тумбе, основание которой где-то далеко внизу, в темноте корпуса. По сути, боевое отделение СУ-100Y двухъярусное, и до первого этажа лететь прилично.
В общем, специфическая машина вышла у завода №185. Провальным проект не назовешь, но и развития СУ-100Y не получила. На полях сражений Второй мировой со временем стали доминировать совсем другие самоходки: более подвижные, компактные, лучше защищенные, но с не менее могущественными орудиями.