Философ, математик, политик, дипломат – поистине, талантливый и гениальный человек талантлив и гениален во всем! Этот человек оставил научное наследие в математике и механике, истории и политике, языкознании и философии, теологии и юриспруденции, геологии, палеонтологии, педагогике и психологии. Он вел научную переписку со всеми видными политиками и учеными своего времени. Универсальный ученый – так называли его коллеги. Его имя Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 1 июля 1646 года. В Европе тогда бушевал пожар Тридцатилетней войны. Как сейчас сказали бы, Готфрид родился в интеллигентной семье – его папа был профессором философии в университете Лейпцига, дед – профессором римского права в том же вузе. Лейбниц-старший всю жизнь собирал библиотеку, которой по праву гордился – там хранились поистине уникальные экземпляры.
Когда Готфриду исполнилось восемь, в его руки попала иллюстрированная «История Рима» за авторством Тита Ливия. На латыни. Надо отметить, что на немецком маленький Лейбниц читал довольно хорошо, но вот что касается изучения латыни… Скажем так, в школе его только-только начали преподавать.
Этих начальных знаний хватило, чтобы начать читать подписи к картинкам. Где-то приходилось додумывать, домысливать, чтобы понять подпись. Затем он вернулся к началу книги, понимая чуть больше. В общем, после нескольких подобных повторов Лейбниц одолел сложную книгу на незнакомом языке. Это настолько удивило родительницу будущего ученого, что она позволила в любой момент пользоваться отцовской библиотекой. Сам Лейбниц-старший подвиг сына оценить не мог – он уже как год покоился на городском кладбище.
Любимым школьным предметом Готфрида стала логика. Он познакомился с сочинениями Аристотеля и, вдохновившись ими, решил создать некий реестр для суждений, что-то вроде алфавита человеческих мыслей, комбинируя знаки которого можно было бы получать новые знания. В будущем Лейбниц в своем научном творчестве часто будет руководствоваться этой идеей.
В 1661 году пятнадцатилетний Готфрид Лейбниц поступает в Лейпцигский университет, где, как мы помним, профессорами были и отец, и дед молодого студента. С первых лекций кумиром студента становится профессор риторики Якоб Томазий. Он читал лекции по античной литературе и крайне высоко оценивал труды Аристотеля. Это подтолкнуло Лейбница к более глубокому изучению философии, и уже через два года он получает степень бакалавра философии. В печати появляется первая научная работа ученого с похвальной аннотацией Томазия.
В немалой степени на мировоззрение юного ученого повлиял математик Эдуард Вейгель, продвигавший идею применимости математики и математического подхода во всех областях. Вейгель известен попыткой математически обосновать христианские догматы. Надо сказать, что Готфрид Лейбниц всю жизнь был крайне религиозным человеком, не допускавшим никаких сомнений в христианских догматах и пытавшимся совместить науку и религию.
Период с 1664 по 1666 годы оказался весьма насыщенным. В эти годы Лейбниц защищает три диссертации и становится магистром философии, бакалавром юриспруденции и магистром философии pro loco. Последняя степень давала право преподавания в Лейпцигском университете.
При этом, несмотря на очевидные научные успехи, родной университет не позволил Лейбницу защищать докторскую диссертацию. Обосновали это молодостью и неопытностью ученого. Тогда Лейбниц отправился в Нюрнберг, где в местном университете 5 ноября 1666 года с блеском защитил докторскую диссертацию. Ему присудили степень доктора гражданского и церковного права, а также без раздумий предложили кафедру на юридическом факультете.
От кафедры 20-летний доктор отказался. Вместо этого он уехал в Майнц, где поступил на службу к местному курфюрсту. Здесь он участвует в подготовке нового свода законов – в общем, работает по специальности. В 1668 году новым увлечением ученого становится политика. Лейбниц пишет меморандум, в котором обосновывает преимущества немецкого князя на польском престоле. Документ зачитывают в польском сейме во время выборов короля.
Напомним, в то время Германия была раздроблена на несколько десятков мелких княжеств. Лейбниц работал над проблемой объединения этих княжеств в единое государство на основе объединения христианских культов и церквей, стремясь разработать общую систему догматов, приемлемую как для католиков, так и для протестантов.
Параллельно Лейбниц приступает к исследованиям в области естествознания, пишет ряд теоретических работ и начинает трудиться над созданием механической вычислительной машины.
В 1672 году Лейбниц уезжает в Париж, где задерживается до конца 1676 года. Здесь он общается с ведущими учеными и мыслителями того времени – голландским физиком Христианом Гюгенсом, философом, богословом и автором знаменитого учебника логики Антуаном Арно, философом-метафизиком Николя Мальбраншем и многими другими. В Париже Готфрид начал всерьез интересоваться математикой и сделал первые математические открытия.
Так осенью 1672 года Лейбниц завершил исследование о методах нахождения сумм определенных числовых рядов. Результатами он поспешил поделиться с Гюйгенсом. Тот отметил не очень хорошие познания Готфрида в математике и посоветовал ему изучить труды Грегуара де Сен-Венсана и Джона Валлиса, в которых в геометрической форме излагались элементы матанализа.
Через пару месяцев после этого Лейбниц выступает на заседании Лондонского королевского общества с докладом о механической вычислительной машине, выполняющей элементарные математические действия – сложение, вычитание, умножение и деление. Не сказать, что сообщение произвело фурор, но Лейбниц становится членом Общества. Вот только общение с математиками удовлетворения ученому не принесло, поскольку после беседы с ними он «в полной мере осознал свое высокомерное математическое невежество».
Но глуп не тот, кто не знает, а тот, кто знать не желает. По возвращении в Париж Лейбниц усердно изучает математику, в первую очередь, работы Декарта и Блеза Паскаля, проводит исследования числовых рядов и алгебраических уравнений, занимается поиском экстремумов и квадратур, обсуждает проблемы с Гюйгенсом и Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом. По каналам Лондонского королевского общества он получает информацию о работах Исаака Ньютона и видных английских математиков.
Этот труд был в полной мере вознагражден: к лету 1676 года Готфрид Лейбниц сформулировал основные правила дифференцирования и интегрирования. Таким образом, сегодняшние школьники за интегралы и дифференциалы должны благодарить именно Лейбница. Это он ввел обозначения dх, d2x, dy/dx и ∫. Термины «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «интегральное исчисление», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная и постоянная величина», «координаты», «абсцисса» ввел в обиход тоже Лейбниц.
В декабре 1676 года Лейбниц стал библиотекарем и придворным советником герцога Брауншвейг-Люнебург Иоганна-Фридриха. Правда, перед этим он побывал в Лондоне, где продемонстрировал работу своей механической вычислительной машины, а затем отправился в Голландию, где встретился с великим философом Спинозой, изобретателем микроскопа Левенгуком и математиком Гудде.
В Ганновере – столице герцогства Брауншвейг-Люнебург – скучать не пришлось. Вскоре Лейбниц становится государственным чиновником и предлагает целый ряд улучшений и инноваций в самых различных областях управления и производства. В частности, он подготовил и попытался реализовать проект ветровых двигателей для откачки воды из шахт. Реализации проекта помешала смерть герцога Иоганна-Фридриха – его преемник Эрнст-Август ни наукой, ни библиотекой, ни усовершенствованиями производства не интересовался.
А интересовался он увековечиванием собственного имени. Он поручил Лейбницу написать историю своего княжеского рода, что стало основным занятием ученого до самой смерти. Отметим, что Лейбниц подошел к заданию в свойственной ему манере, решив не просто рассказать об одном роде, но создать общеисторический труд, опираясь на первоисточники. С целью изучения архивов он посещает Вену, а потом на целый год уезжает в Италию, где собирает немало ценных материалов. Фактически Лейбниц стал первым, кто написал серьезную историческую работу о средневековой Германии.
Не забывал Лейбниц и о работе в области философии, физики и математики, логики. В 1684 году увидела свет его статья, посвященная математическому анализу, а двумя годами позже – о степени механического движения. Публикуются его философские работы «Размышления о метафизике», «Новая система природы», «Новые исследования о человеческом разуме» и другие. По личной просьбе русского царя Петра Великого Готфрид Лейбниц разработал проект Академии наук в Петербурге.
Многогранность Готфрида Лейбница удивительна, казалось – его хватает на все. Вот только на личную жизнь времени не оставалось. Он занимался философией, математикой, историей, биологией, физикой, лингвистикой – наука поглотила Лейбница целиком. А жениться не удосужился. Когда ученый умер, а произошло это 14 ноября 1716 года, в последний путь его провожал только личный секретарь.
Спасибо, что дочитали этот пост. Не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал. Дальше будет еще интереснее.