Найти тему

Художник, который сказал, что душу по важности ничто не перевесит

Неяркие, проникновенные картины Сергея Андреевича Тутунова (1925 – 1998) не из тех, что мгновенно поражают и приковывают взгляд. Они, скорее, на подумать и помолчать. Простая жизнь обыкновенных людей с их непростыми судьбами, радостями и тяготами, живая, освещенная приглушенным солнцем природа, переломные моменты истории – война, репрессии.

Сын дважды арестованного и умершего в тюрьме работника птицефабрики, внук сельского священника, Сергей Тутунов был умным, начитанным и, по воспоминаниям близких, довольно непростым человеком. Пожалуй, главная отличительная черта его творчества – приверженность традициям русской классической живописи и внимание к ее духовно-нравственной составляющей. Сергей Андреевич открыто осуждал пишущих портреты политической элиты, не понимал и художников-модернистов, но в то же время считал, что любая форма в искусстве имеет право быть, если в ней «светится величие человеческого духа, обращенного вовне с сочувствием и любовью».

Одним из самых значимых произведений стал монументальный триптих «Памяти погибших», работа над которым шла с начала 60-х и до конца 70-х годов прошлого века. А одной из задумок (которая, к сожалению, не осуществилась) – серия портретов писателей-деревенщиков Василия Белова, Валентина Распутина, Федора Абрамова.

«Все эти стремления добиться чего-то в искусстве… А с другой стороны — как бы на весах — Душа… Ничто не может по важности перевесить Душу». Эти слова были сказаны Тутуновым за 10 дней до смерти.

К слову, есть другой художник Сергей Тутунов, но с другим отчеством – Сергеевич. Это сын Сергея Андреевича. Он живет во Франции.

Автопортрет
Автопортрет
Зима пришла. Детство
Зима пришла. Детство
Маша
Маша
Портрет бабушки
Портрет бабушки
Портрет жены
Портрет жены
Портрет отца
Портрет отца
Портрет сына (Сергей)
Портрет сына (Сергей)
Солнце, море, дети
Солнце, море, дети
На вокзале
На вокзале
Табун
Табун
У окна
У окна
-12