Неяркие, проникновенные картины Сергея Андреевича Тутунова (1925 – 1998) не из тех, что мгновенно поражают и приковывают взгляд. Они, скорее, на подумать и помолчать. Простая жизнь обыкновенных людей с их непростыми судьбами, радостями и тяготами, живая, освещенная приглушенным солнцем природа, переломные моменты истории – война, репрессии.
Сын дважды арестованного и умершего в тюрьме работника птицефабрики, внук сельского священника, Сергей Тутунов был умным, начитанным и, по воспоминаниям близких, довольно непростым человеком. Пожалуй, главная отличительная черта его творчества – приверженность традициям русской классической живописи и внимание к ее духовно-нравственной составляющей. Сергей Андреевич открыто осуждал пишущих портреты политической элиты, не понимал и художников-модернистов, но в то же время считал, что любая форма в искусстве имеет право быть, если в ней «светится величие человеческого духа, обращенного вовне с сочувствием и любовью».
Одним из самых значимых произведений стал монументальный триптих «Памяти погибших», работа над которым шла с начала 60-х и до конца 70-х годов прошлого века. А одной из задумок (которая, к сожалению, не осуществилась) – серия портретов писателей-деревенщиков Василия Белова, Валентина Распутина, Федора Абрамова.
«Все эти стремления добиться чего-то в искусстве… А с другой стороны — как бы на весах — Душа… Ничто не может по важности перевесить Душу». Эти слова были сказаны Тутуновым за 10 дней до смерти.
К слову, есть другой художник Сергей Тутунов, но с другим отчеством – Сергеевич. Это сын Сергея Андреевича. Он живет во Франции.