Найти в Дзене
Мы, славяне

Почему я за красных, а не за белых

В конце 1980-х и начале 1990-х в нашей стране было принято коммунистов не любить. Многие музыканты того времени начали надевать дореволюционные мундиры и изображать из себя офицеров белой гвардии – Тальков был далеко не единственный. На референдуме о сохранении Советского Союза Россия проголосовала хуже всех, если не считать традиционно сепаратистскую Прибалтику.

Летом 1991-о никто из граждан не поддержал ГКЧП, да и потом не было никаких «советских радикалов», которые бы требовали восстановления СССР и устраивали нападения на молодых демократов. Президент Ельцин повторно победил в 1996-м с главным лозунгом – не допустить к власти Зюганова. Хотя мы уже прекрасно знали, кто он такой.

Иными словами, компартия полностью себя исчерпала.

Во многом такая непопулярность была вызвана, что мы уже привыкли к достижениям социалистического строя. Бесплатные жилье, медицину, образование люди тогда воспринимали, как данность. И им хотелось большего: в первую очередь – экономического изобилия, во вторую – свободы. КПСС затянула с экономическими реформами, а в политическом смысле она никогда не собиралась упускать власть. Собственно, в этом и была главная причина их падения.

-2

Поскольку коммунисты полностью себя дискредитировали, в 1990-е стремительно выросла популярность из наиболее принципиальных политических противников. Белое движение, их оппоненты в Гражданской войне, было сильно романтизировано, а его представители объявлены умом, честью и совестью тогдашней эпохи.

Но действительно ли это так? Правда ли белые были такими белыми и пушистыми, простите за каламбур?

Все мы знаем, что они не были политически едиными. Но условно всех их можно разделить на сторонников абсолютной либо конституционной монархии и республиканцев. С первыми все понятно – они собирались заменить одного Романова на другого. Болезный царевич Алексей на роль монарха никак не подходил, следовало выбирать из великих князей Кирилла Владимировича и Михаила Александровича.

-3

Что ж, не такие плохие ребята. Но абсолютная монархия – это восстановление реалий 19-о века. Подавляющее большинство современных россиян являются потомками крестьян, а не князей (господа – в Париже!), так примерьте на себя роль сельских тружеников позапрошлого столетия. Условно, каждая баба – пасет гусей, каждый мужик вкалывает на поле и на заводе.

Устал? Ляг, отдохни. Шутка, конечно: получи казачьей нагайкой!

Конституционная монархия и даже республика под управлением таких людей – тоже не выход. Барон Алексей Будберг, военный министр в правительстве Колчака, был интеллигентнейшим человеком, но говорил в это время примерно следующее. Он считал, что после предполагаемой победы самым сложным будет «заставить трудящийся народ уползти обратно в свои старые норы».

-4

Белые – это дворяне на госслужбе, богатые помещики, казаки, большой слой хорошо образованных и неплохо зарабатывающих разночинцев. В нашем сословном государстве, Российской империи, все они имели вполне ощутимые привилегии и делиться ими не собирались. Никакого «землю – крестьянам, фабрики – рабочим». Они хотели сохранить свое положение, а простой народ держать в черном теле. И репрессии после их победы могли быть куда серьезней, чем то, что делали советские чекисты.

Так что, в такой ситуации мои предпочтения явно на стороне красных. Первое время у них вполне получалась социалистическая демократия, и лишь уход из жизни Ильича привел к власти людей, которые хотели больше расправ, а не развития. Если бы победили старые коммунисты, если бы они смогли работать вместе, наша история пошла бы совсем другим путем.