Найти тему

Почему 44-ФЗ вдруг оказался вредительским, или Как цены на металл меняют подходы государства

Оглавление

Наш постоянный эксперт, исполнительный директор ООО «Центр сопровождения земельных отношений» Павел Мельников поделился своим видением ситуации с ростом цен на строительные ресурсы.

По итогам 2020 года и первого квартала 2021 строительная отрасль благодаря мерам государственной поддержки оказалась одним из лидеров по восстановлению. Объем работ по виду деятельности «строительство» за 2020 год превысил 9,5 трлн руб.

В то же время благоприятная конъюнктура рынка жилищного строительства, а также рост цен на мировых сырьевых рынках, привели к удорожанию используемых в строительстве материалов (по арматуре более чем на 30%). По подсчетам Минстроя, только за счет роста цен на металл строительные компании потеряют более 42 млрд рублей, что неизбежно приведет к срывам строительства или потребует возмещения со стороны государства за счет дополнительного бюджетного финансирования.

Поэтому не удивительно, что ситуация привела к возникновению серьезного конфликта между потребителями и металлургическими предприятиями. В частности, специалисты стали свидетелями жесткой заочной полемики А.Белоусова и В.Лисина на ПМЭФ 2021. Напомним, тогда первый вице-премьер заявил, что металлурги «нахлобучили» государство на 100 млрд рублей и должны их вернуть. Данная фраза даже потребовала комментариев со стороны главы государства, который фактически извинялся перед производителями.

Итак, 44-ФЗ

Главным препятствием для изменения цены на государственный контракт на сегодняшний день является действующий федеральный закон «О контрактной системе» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее 44-ФЗ). После описанных выше событий он в очередной раз был подвергнут жесткой критике. В частности, председатель Совета Федерации В.Матвиенко заявила, что «более вредительского, чем 44-ФЗ, у нас в стране не существует». Правда данная реплика относилась к закупкам для нужд научной деятельности и касалась изменений условий контракта из-за объективных обстоятельств.

Предложения есть, а ожидаемая эффективность под вопросом

Министерство строительства подготовило поправки в 44-ФЗ, направленные на поддержку строительной отрасли в условиях повышения цен. Однако поскольку данные поправки в итоге не были согласованы, Минфину, Минстрою и ФАС пришлось в совместном письме от 10.06.2021 давать разъяснения по вопросу возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта. Текст письма опубликован на сайте Минстроя.

С точки зрения вышеназванных ведомств, существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельства, влекущих невозможность его исполнения. При этом подразумевается открытый перечень обстоятельств, к которым авторы отнесли изменение стоимости позиций строительных материалов.

В профессиональной среде к подобному способу регулирования, а также к отдельным положениям письма отнеслись весьма неоднозначно. В частности, президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин заявил, что «… ведомства неверно трактуют положения закона, а также не учитывают судебную практику. А они таковы, что рост цен на строительные материалы не относится к форс-мажорным обстоятельствам». Кроме того, письмо имеет ограниченное применение, так как распространяет свое действие на контракты, длительностью более 1 года и/или стоимость которых превышает 100 млн руб.

В самом обсуждении того, как влияет рост цен на строительные материалы на цену контрактов (возможность их исполнения) или на рост цен на квартиры, за скобками остается вопрос эффективности реализации строительных проектов. В.Лисин в своем ответе на предложения А.Белоусова справедливо отметил, что «…если на госстройки заключены контракты под ключ, так это риск не государства, а подрядчика. Вот и получается, что сначала криво планировали, а потом ищем волшебную таблетку!».

PS: Принятый 17 июня 2021 в третьем чтении оптимизационный законопроект №1100997-7 внес изменения в ст.95 44-ФЗ, однако они не добавили ясности в части возможности увеличения цены контракта более чем на 10%.