Найти в Дзене
ИстПросвет

Почему при Мехмеде Завоевателе Турция была непобедима, а через 200 лет проигрывала все войны

Оглавление

При султане Мехмеде II османы стали непобедимы. Перед их военной мощью пал Константинополь. В следующие 25 лет они завоевали Сербию, Морею, Трапезунд, Валахию, Боснию, остров Лесбос, Албанию и Крым. В 1529 году османы стояли у ворот Вены, заставляя европейцев дрожать от страха. Но уже в 1683 году победа христиан в новой битве при Вене навсегда завершила эпоху завоевательных войн Османской империи на европейской земле. Почему это произошло? Что именно так сильно ослабило турок? Попробуем разобраться.

Султан Мехмед II Завоеватель
Султан Мехмед II Завоеватель

Великий век Турции

На самых ранних этапах османы извлекали опыт из кочевого образа жизни народов азиатских степей. Затем они переняли всё лучшее из опыта и образа жизни оседлых цивилизаций средневекового мира ислама. Как пишет британский историк Д. Бальфур, "османы, опираясь на этот опыт, попытались создать с помощью централизованной организации людских и природных ресурсов просвещенное, упорядоченное государство с дисциплинированной профессиональной армией". И это им удалось.

Пионеры военного искусства своего времени, они первыми освоившие тяжелую артиллерию. Их кавалерия была непобедима в открытом поле. Они становились неуязвимыми за частоколами своих пехотинцев-янычар. Турки великого века были беззаветными бойцами, прекрасно обученными и дисциплинированными. "Их вели в бой и вдохновляли хладнокровные и компетентные командиры. Всего этого зачастую нельзя было сказать об их противниках того периода".

Едва вышедшая из Средневековья Европа состояла из слабых государств и феодальных княжеств. Какое-то время она по инерции сохраняла черты разрозненности. Её недисциплинированные армии показывали свою неспособность эффективно противостоять централизованным османам.

Торжественный въезд в Константинополь, 1453 год
Торжественный въезд в Константинополь, 1453 год

Когда традиции превращаются в тормоз

Однако Европа всё время развивалась. И с течением времени Запад стал сильнее Востока. Теперь его вооруженные силы добились превосходства над османами. лавной причиной успеха стало развитие высокомобильной полевой артиллерии и ставка вместо легкой кавалерии на пехоту.

Европейские страны начали создавать "большие профессиональные армии, с хорошо оснащенными пехотными полками, способными отбить любые кавалерийские атаки". Это потребовало больших затрат на подготовку, вооружение и управление, но дело того стоило.

Преображение армий европейских стран происходило не на пустом месте. Производство оружия, снабжение боеприпасами и продовольствием и так далее - всё это строилось на основе экономики свободного предпринимательства, которая стала доминировать в Европе Нового времени.

Османы ничего этого не имели и не могли иметь из-за свой маниакальной приверженности военной практике "золотого века". В 17 и в 18 веке, пишет Д. Бальфур, османским армиям "мешала второсортная и нестандартная материальная часть; их интендантская служба и система снабжения оставались, по меркам того времени, необдуманными и непрофессиональными; общая организация стала небрежной, а финансовое обеспечение полностью не соответствовало новым требованиям".

Поражение турок под Веной в 1683 году
Поражение турок под Веной в 1683 году

Ремесленники и янычары были заодно

При султане Мехмеде действующая армия турок финансировалась за счёт грабежа завоёванных стран и добывала продукты в окрестностях сражений. В 17-м и последующих веках для поддержки армии нужны были эффективные институты. У христианской Европы они появилась, а у турок нет. Османская империя управлялась раздутой бюрократией. В торговле, промышленности и сельском хозяйстве царил упадок. Для выхода из него не хватало ни ресурсов, ни воли.

Ярким примером затруднительного развития военной техники и вооружения служила большая прослойка опытных ремесленников, от которых полностью зависела оснащённость османской армии. Ремесленники состояли в отраслевых гильдиях и через них сохраняли давно устаревшие стандарты профессионального мастерства. Ограничительная природа гильдий препятствовала военно-техническому прогрессу.

Заодно с гильдиями действовали янычары. Они подозревали и отвергали малейшие намеки на военную реформу за их счёт, которая была остро необходима и которую осуществлял, например, такой противник Турции как Петр Первый.

К 17 веку янычары как основа турецкой армии заметно устарели
К 17 веку янычары как основа турецкой армии заметно устарели

Последний нюанс

Османская империя закоснела в своих традициях и мировоззренческих привычках. Правители Турции презирали "неверных", а, между тем, все финансовые операции государства находились в руках банкиров и купцов греческой, еврейской и армянской национальности. Султанам бы развить тесное сотрудничество между "институтами правящего, финансового и коммерческого классов", но они этого сделать не могли, поскольку свысока смотрели на подданных-немусульман и ничего не понимали ни в финансах, ни в коммерции, ни даже в управлении.

Как указывает Д. Бальфур, "подобная система, опирающаяся на взаимный союз между силами правительства и капитала, людей и денег, в это время уже получила развитие в европейских обществах. Но её, по сути, не существовало в Османском государстве..."

В результате османская государственная экономика пребывала на самом низком уровне, сжимаясь под европейским давлением, и не способна была дать армии того, что требовала от неё современная война. Великие визиры, как яркие звёзды появлявшиеся иногда на турецком небосклоне, были, во-первых, самоучками, а, во-вторых, даже их титанических усилий не хватало, чтобы реформировать такого неповоротливого монстра как османское государство.